11.09.2012

Гольциус, Хендрик (1558-1617)

Хендрик Гольциус стал легендой при жизни. В биографии, написанной другом художника, Карелем ван Мандером, сообщается о таком эпизоде. Когда в 1590 году в возрасте 32 лет Гольциус отправился в Италию, он путешествовал инкогнито, чтобы избежать бесконечных выражений восхищения со стороны друзей и поклонников. Его осыпали милостями сильные мира сего; посольство польского короля специально задержалось в Харлеме, чтобы Гольциус нарисовал их портреты. Имя Хендрика Гольциуса в истории искусства стоит в одном ряду с именами таких выдающихся граверов, как Дюрер, Лука Лейденский, Рембрандт, Пиранези. Основной областью творчества Гольциуса была резцовая гравюра на меди, в которой он стал непревзойденным мастером. Всего им было создано более 350 работ в этой технике, а также около двух десятков цветных гравюр на дереве, которые относятся к лучшим достижениям западноевропейского искусства. Кроме того, в наследии Гольциуса насчитывается несколько сотен рисунков и живописные произведения, относящиеся к позднему периоду творчества, когда мастер увлекся живописью.

Гольциус происходил из семьи потомственных художников. Его отец, Ян Гольц II, был живописцем по стеклу, работал в нижнерейнских областях, где в местечке Мюльбрахт в 1558 году у него родился сын Хендрик. Свои ранние работы гравер подписывал именем Гольц или Голье, но позднее, следуя моде времени, остановился на латинизированном варианте — Гольциус. У мальчика рано проявилась страсть к рисованию, и в школе, вместо того чтобы упражняться в чистописании, он покрывал бумагу набросками фигурок людей и животных. В 1574 году отец определил его в ученики к Дирку Волкертзону Корнхерту, выдающемуся нидерландскому философу-гуманисту, крупному политическому и государственному деятелю, писателю и граверу, который жил в то время близ Дуйсбурга, вынужденный удалиться в изгнание за выступления против испанского правления в Нидерландах. Несомненно, юный Гольциус усвоил от учителя не только профессиональные навыки, но и испытал воздействие его незаурядной личности. В 1577 году, вскоре после освобождения города от испанцев, Корнхерт вернулся в Харлем, а вслед за ним последовал Гольциус.

Работы Гольциуса периода ученичества и первых лет самостоятельного творчества это серии и отдельные листы, гравированные по композициям Ф.Флориса, М. де Boca, А. де Вердта, и его собственные композиции, выдержанные в стиле этих художников. Перелом происходит в 1580-е годы. В 1583 году в Харлем приезжают Корнелис Корнелиссен ван Харлем и Карель ван Мандер; вместе с Гольциусом они образуют содружество, получившее название "Харлемской Академии". Художники часто собираются для совместных рисований с обнаженной модели, тем самым вводя в практику нидерландских художников систематическое изучение человеческой фигуры по примеру итальянских мастеров Возрождения. В дальнейшем их творчество протекает во взаимном обмене художественными идеями, в частности, для Гольциуса оказывается очень важным знакомство с творчеством Бартоломеуса Спрангера, ведущего художника интернационального маньеризма. Гольциус сделал несколько гравюр по рисункам Спрангера, которые привез с собой К. ван Мандер, а затем в оригинальных композициях дал дальнейшее развитие этому направлению. С именем Гольциуса связаны высшие проявления искусства позднего маньеризма в Нидерландах. Неистощимая фантазия в сочинении композиций, виртуозное владение резцом, напряженная отточенная линия, мастерская передача эффектов освещения, чувство декоративной игры драпировок, выразительные контрасты белого и черного — неизменные приметы лучших его работ, созданных в период расцвета в 1580-90-е годы ("Суд Мидаса", "Венера и Марс, застигнутые богами", серия "Ниспроверженные" по рисункам К. Корнелиссена, "Большой Геркулес", "Свадьба Амура и Психеи", "Святое семейство" по рисункам Спрангера и многие другие). Он довел до законченного совершенства сами приемы штриховедения. Регулярные параллельные и перекрещивающиеся линии, тонкие в начале, словно набухают к середине и вновь сужаются к концу. Следуя мельчайшим изгибам формы, они моделируют объемы, передают градации светотени, дают ощущение фактуры.

Сюжеты графических работ Гольциуса разнообразны, среди его работ — произведения религиозного и аллегорического содержания, сцены из античной истории и мифологии, пейзажи, портреты, жанровые композиции. Но его подлинной стихией являлось создание композиций с мифологическими персонажами, исполненных сложного аллегорического подтекста. Художник общался с учеными-гуманистами, и его собственная немалая классическая эрудиция видна в произведениях с такой сложной программой, как, например, серия кьяроскуро 1590-х годов, представляющая три пары античных богов, персонифицирующих среду обитания всех живых существ: Землю (Плутон и Прозерпина), Воду (Нептун и Амфитрита), День и Ночь (Аполлон и Нокс), а последний, седьмой, лист изображает "Пещеру Вечности", служащую прибежищем Матери-природы, откуда берет начало и куда возвращается все живое.

В эти годы вокруг Гольциуса складывается целая школа; его талантливые ученики Я.Санредам, Я.Мюллер, Я.Матам, З.Долендо, Я. де Гейн стали лучшими голландскими граверами на меди. Около 500 гравюр было исполнено ими по рисункам Гольциуса. Сохранились также несколько сотен рисунков мастера, задуманных как самостоятельные произведения искусства, многочисленные композиционные эскизы и наброски. Среди них — уникальный шедевр мастера, хранящийся в ленинградском Эрмитаже, — рисунок "Вакх, Венера и Церера". Он выполнен кистью на загрунтованном холсте огромного для графической работы размера — 2 метра на 1,7 метра (!). Штрих, нанесенный тонкой кистью, имитирует резцовую линию. На втором плане художник поместил автопортрет, тем самым отметив значение этого произведения в своем творчестве.

В 1590 году, чтобы поправить здоровье и излечиться от меланхолии, которую нагоняла на него болезнь, Гольциус совершил полугодовое путешествие в Италию. В Риме он увлеченно рисовал античные статуи. Произведения Гольциуса, созданные им после возвращения в Харлем, отличает тяготение к классическому стилю, фигуры в них величественны и по пропорциям близки античным памятникам (серия "Девять муз").

Дух непрестанного творческого движения был столь силен у этого мастера, что его искусство трудно охватить единым понятием. В многочисленных гравированных портретах он оставил яркие образы своих современников (Генрих IV, Абрахам Ортелиус, Герард Меркатор, Плантен, амстердамский купец Ян Нике, сын художника Фризиуса Фредерика), по праву заслужив славу одного из лучших портретистов. И как это ни парадоксально, именно в творчестве этого прославленного маньериста появились первые реалистические изображения национального ландшафта, предвещающие расцвет голландского пейзажа 17 века (три рисунка в Музее Бойманса — ван Бёнингена в Роттердаме).

После 1600 года Гольциус перестал заниматься гравюрой, отдав силы живописи. Картины большого формата с крупными, нередко обнаженными фигурами не достигают, однако, подлинной монументальности; неоправданно большой формат произведений вступает в противоречие с заглаженной, детализированной живописью художника ("Крещение Христа", "Адам и Ева" — обе Ленинград, Эрмитаж; "Меркурий и Юнона", Роттердам, Музей Бойманса — ван Бёнингена).

Прожив жизнь, полную трудов и поисков, оставив потомкам внушительное и разнообразное художественное наследие, Гольциус умер на шестидесятом году в ночь с 1616 на 1617 год.

Н.Маркова
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1992 год. М.: Советский художник, 1991.