11.09.2012

Бейтевех, Виллем (1591/92-1624)

На рубеже 16-17 веков на карте Европы появилось новое государство — Голландия. С началом существования независимой Голландии родилась и национальная школа живописи. Одним из самых замечательных мастеров, стоявших у ее истоков, был Биллем Бейтевех.

Бейтевех родился в Роттердаме в 1591 или 1592 году. В 1612 году он переехал в Харлем, вступил там в местную гильдию живописцев. В 1617 году мастер вернулся в Роттердам, где и умер в 1624 году. Таким образом, жизнь Бейтевеха была совсем короткой, однако созданные им произведения достаточно многочисленны и весьма разнообразны. И они отражают важный этап в формировании неповторимых особенностей голландской национальной школы.

Известно, что учителями Бейтевеха были граверы. И его талант практически в равной мере принадлежал двум видам искусства — живописи и графике.

Бейтевех относится к тому поколению голландских художников, в творчестве которых впервые нашло свое отражение жанровое разнообразие искусства Голландии. Сам Бейтевех внес вклад в развитие пейзажа и бытового жанра.

Жанр пейзажа разрабатывался мастером в графических произведениях. Его первым опытом были девять офортов 1616 года. В них Бейтевех изображает и руины замка, и сельские виды. В пейзаже всегда присутствует одинокая фигурка дровосека, собирателя хвороста, сеятеля. В основу этих изображений легла свойственная нидерландскому искусству с давних пор идея единства человека и природы.

Природу Бейтевех неизменно изображает в движении — деревья у него вырастают из земли, их ветки колышет ветер. Пейзажное пространство наполнено особой жизненной энергией. Идея органической жизни природы отражается и в живом, подвижном штрихе Бейтевеха. Такой же волнующей напряженностью, богатством и разнообразием штриха отмечены и рисунки мастера.

В последовавшей за офортами с видами голландской природы серии "Стихии" Бейтевех добивается органичной связи пейзажного мотива и эффекта освещения. Именно здесь впервые появилось то новое понимание особой роли света, которое позднее найдет свое наивысшее претворение в работах великого Рембрандта. Известно, что молодой Рембрандт рисовал с офортов Бейтевеха.

Графические произведения Бейтевеха на бытовые темы отличаются особой широтой охвата явлений. Мастер живо откликается и на экстраординарные события ("Казнь убийц ювелира Яна Вели"), и на то, что разнообразит привычный ход городской жизни ("Лотерея"), и на мирную повседневность ("Продажа дров"). Бытовые сцены, запечатленные в графических листах Бейтевеха, как правило, многолюдны. При этом, показывая пеструю разношерстную толпу и изображая подчас одни только спины, он дает множество метких индивидуальных характеристик.

В сложении творческой индивидуальности Бейтевеха — мастера бытового жанра — важнейшую роль сыграло его пребывание в Харлеме. Голландия, в отличие от других стран Европы той эпохи, не имела художественной столицы; практически в каждом городе была своя местная живописная школа. И все же Харлем выделяется как очень крупный центр развития национальной культуры и искусства. Переехав в Харлем, Бейтевех попал в живую и пытливую творческую среду, вероятно, познакомился с Франсом Халсом, творцом своеобразного типа "жанрового портрета". Дошедшее до наших дней прозвище молодого художника "остроумный Биллем" свидетельствует о том, что в этой среде он чувствовал себя естественно, органично.

В графике Бейтевеха жанровая тематика очень широка, в живописи же, напротив, она предельно сужена. В большинстве случаев мастер изображает утонченное аристократическое общество. Нарядно одетые кавалеры и дамы угощаются вином, устрицами, развлекаются игрой на скрипке. Герои неизменно обращены к зрителю. Пространство же интерьера показывается как театральная кулиса.

На сложение бытовой картины в голландской живописи 17 века сильное воздействие оказали спектакли в камерах риторов — литературно-театральных объединениях, составлявших характерную примету общественной жизни голландских городов. Особенно активную роль камеры риторов играли именно в Харлеме. Знакомство с драматургом, поэтом, композитором и живописцем Гербрандом Бредеро также способствовало обращению Бейтевеха к бытовому жанру. Бейтевех даже оформил титульный лист комедии Бредеро "Люселла". Литературные произведения Бредеро помогают специалистам понять содержание жанровых картин Бейтевеха. С другой стороны, полагают, что несохранившиеся жанровые картины Бредеро походили на картины Бейтевеха.

В жанровых сценах Бейтевеха еще нет подлинного действия, вместо реальных психологических отношений между героями — откровенно театральная инсценировка. И все же нарядные, написанные яркими красками произведения мастера дали в ту пору совершенно новое ощущение человека и его частного быта.

О.Сугробова
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1992 год. М.: Советский художник, 1991.