11.09.2012

Абела, Эдуардо (1892-1964)

"Магической" видится Габриэлю Гарсиа Маркесу и Алехо Карпентьеру, великим романистам южноамериканского континента, тропическая действительность карибских стран. Ощущение чудесного есть и в сказочных образах Эдуардо Абелы, одного из самых значительных живописцев Кубы 20 века. Наивность и хрупкая гармония, искренность и нежность его полотен выражают чувства простые и вечные, обнаруживают удивительные связи с традициями европейской живописи — итальянским Ренессансом или авангардизмом 20 века. Чистый мир Абелы — вне исторического времени: ранний — ясный и наивно-умиротворенный, поздний — трепетные, по-детски удивленные и открытые образы — наполнен переживаниями неопределенных ощущений, видений, культурных ассоциаций. "Только чудесное прекрасно" — провозглашенный А.Бретоном в "Манифесте сюрреализма" (1924) тезис — "символ веры" маэстро, но не заимствованный, а обретенный творчеством.

Абела принадлежал к тому поколению художников, которые в 1920-30-е годы совершили переворот в кубинской живописи.

Он родился в маленьком городке Сан-Антонио-де-лос-Баньос (провинция Гавана). Учился в Академии Сан-Алехандро (Гавана), обнаружив склонность к юмористическому рисунку. Л. Романьяч, значительнейший живописец на рубеже 19- 20 веков, мастер романтического склада со свободной манерой живописи в духе испанца И.Сулоаги, был его учителем, как, впрочем, и всего поколения Абелы. В1921 году начинающий художник отправляется в Испанию, традиционно историческую и культурную метрополию Латинской Америки. В 1924-27 годах он работает в Париже, грандиозной "мастерской", где представлены все спектры современных авангардных течений и самое новейшее и скандальное среди них — сюрреализм. С сюрреализмом в той или иной мере столкнулись все жаждущие нового молодые латиноамериканские поэты и художники — перуанец С. Вальехо, кубинцы А.Карпентьер и В.Лам, чилиец Р.Матта. Однако их привлекала скорее "техника" — многообразие форм и свобода выражения, непосредственное обращение к своему "Я" как объекту художественного исследования, нежели строгое следование догмам сюрреалистической концепции. Причиной тому была интуитивно или сознательно ощущаемая ими самобытность этнокультурного бытия латиноамериканского континента, осознание истоков своего творчества.

С 1927 года Абела снова в Испании, где критика тепло приняла его работы, а в 1929 — долгожданное возвращение на Кубу, но уже времен диктатуры генерала Мачадо, "президента тысячи убийств". Абела активно занимается карикатурой; "Малыш", "Учитель", "Простак" — популярные персонажи его работ. В 1933 году режим пал, Мачадо бежал из страны, и в том же году Абела назначается консулом в Милан. Очарованный искусством кватроченто, в Италии он изучает живопись "наивных" мастеров — Фра Анджелико, П.Уччелло.

Результатом итальянских впечатлений по возвращении на Кубу стала фреска "Колонизация" (1937) в Педагогической школе Санта-Клары. Год спустя Абела пишет "Крестьян", которые удостаиваются I премии Национального салона.

Куба 1930-х годов — уже не далекая художественная провинция: сложилась национальная школа "новой" живописи, переосмыслившая открытия западноевропейского авангарда. В.Мануэль, А.Пелайес, Ф.Понсе и другие преодолели рамки академических условностей и салонного сочинительства, занялись формотворчеством и поисками национального "кубинского начала". Видя смысл творческих поисков в передаче своего личного эмоционального переживания, они, естественно, стремились к определенности тем и мотивов. Лиричны проникновенные женские образы и простые пейзажи В. Мануэля, "рембрандтовская" живопись Ф. Понсе проникнута философской символикой, а метафизика ранних натюрмортов А.Пелайес как бы таит в себе скрытое буйство фантастических форм ее поздних работ. Оригинален стиль и более молодых В.Лама, А.Гатторно, Х.Арче, К.Энрикеса.

"Молодожены" (1927) и "Крестьяне" (1938) наиболее характерные работы раннего — "крестьянского" — периода Абелы. Его определяющие черты — пасторальный характер повествования, ясность композиционных построений и обобщенность форм, плотная живописная поверхность и преобладание светлых сгармонизированных цветов. "Молодожены" интересны обыгрыванием мотива репрезентативного портрета, стилизацией "картины на память" в духе народного лубка. Красивы и нежны погруженные в себя женщина в белом платье со светло-сиреневой шалью и цветком в волосах и склонившийся к ней мужчина в белой рубахе; его сдвинутая на затылок шляпа похожа на нимб святого, а роза в руках женщины, цветок любви — как брачная свеча. Спокойствием проникнуты "Крестьяне": нега сиесты, размышляют гуахиро, задумчивы женщина и наклонившийся к лошадке всадник — на заднем плане, на фоне игрушечных домиков. Серьезность и забавность изображаемых народных идиллий свидетельствуют об искренней любви автора и воплощают его представление о естественном бытии человека.

В 1939 году Абела открывает в Гаване Свободную студию живописи. В1942 его назначают атташе по культуре в Мексику, а с 1947 по 1952 он находится в Гватемале с дипломатической миссией. В 1947 году ему присуждена I Премия национальной живописи.

В начале 1950-х годов мастер приходит к новой живописной манере, напоминающей М. Шагала. Уходят внешние приметы видимой и узнаваемой реальности, художником овладевают странные образы и сказочные видения — доминирует "произвол" авторской фантазии. Видимая Абеле "чудесная реальность" — даже в названиях полотен: "Сон красавицы" (1960), "Человек с котом" (1961), "Король архаический" (1961). Художественная рефлексия, непосредственность и наивность гипертрофируются почти до форм детского рисунка, достигая присущего им обаяния радостно-удивленного и ясного взгляда на мир, не утрачивая при этом ассоциативной сложности. Совершенно иной становится живописность — трепетной мозаичной поверхностью пятен и мазков, жидких и корпусных; резко усиливается эмоциональное звучание цвета, лишившегося предметной конкретности.

Кажущаяся простота произведений Абелы заключает в себе постижение сущностных начал. Сама открытость, ожидание грядущего счастья — "Девушка с зеленой рукой" (1961), обратившая взор к небу и прижимающая к груди букет цветов. Строгий "Портрет Хосе Марти" (1960), выдающегося поэта, Апостола свободы, позволяет почувствовать нравственное величие его личности, как бы подтверждая им же сказанное: "Тому, кто несет свет, суждено оставаться одиноким".

А. Самойлов
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1992 год. М.: Советский художник, 1991.