11.09.2012

Добиньи, Шарль Франсуа (1817-1878)

Ведущим жанром во французской живописи 1840-50-х годов становится пейзаж. Именно с жанром пейзажа связано возникновение в искусстве Франции реалистического направления. В эти годы группа художников, возглавляемая Теодором Руссо, начинает регулярно работать на натуре, любимым местом их пребывания была деревня Барбизон в лесу Фонтенбло. Художники-барбизонцы стремились уйти от пороков социальной жизни города и обратиться к красоте естественной природы, противопоставляя гармонию природы дисгармонии общества. Так называемая "барбизонская школа" не представляет собой целостной группы. К примеру, Шарль Франсуа Добиньи довольно мало работал в самом Барбизоне, но его взгляды на искусство, характер его творчества органически связаны с этой группой французских пейзажистов.

Художников барбизонской школы объединяло прежде всего то, что они стремились создать национальный французский пейзаж, хотели быть, как сказал Т. Руссо, "художниками своей страны". Именно поэтому их не удовлетворял ни условный пейзаж классицистического направления, изображавший, как правило, виды Италии, ни романтический пейзаж, в котором часто встречаются экзотические мотивы Востока. Показательна в этом смысле биография Ш. Добиньи. Он унаследовал профессию пейзажиста от своего отца Эдма Франсуа Добиньи. В 1836 году вместе со своим другом Миньяном он отправляется в традиционное путешествие в Италию. Добиньи пробыл в Италии около года, однако ни итальянская природа, ни памятники древности не оставили в его искусстве сколько-нибудь заметного следа. И когда в 1838 году Добиньи дебютировал в Салоне, то он представил пейзаж родной страны — картину "Вид на собор Парижской богоматери и остров Сен Луи".

Решающую роль в формировании реалистического пейзажа Добиньи сыграла его упорная работа с натуры, свидетельство чему — многочисленные рисунки. В начале 1840-х годов художник много работает в технике офорта, которая дает возможность передавать тончайшие нюансы состояния природы. Офорты Добиньи, особенно серия, изданная в 1850-51 годах, по праву считается замечательным достижением офортного искусства.

В живописи Добиньи приходит к реалистическому пейзажу несколько позже. Пожалуй, в полной мере новые тенденции проявились в картине "Жатва" (Париж, Лувр), показанной в Салоне 1852 года, в которой художник окончательно освобождается от условностей классицистического пейзажа. Отошли в прошлое пейзажи с суровыми скалами и красивыми декоративными деревьями. Добиньи отдает предпочтение непритязательным сельским видам, стремится писать их на природе. Восторженный отзыв о картине "Жатва" оставили братья Гонкуры, написавшие, что никто лучше Добиньи не передавал в живописи раскаленную атмосферу жатвы.

Добиньи можно отнести ко второму поколению художников барбизонской школы. Картины его отличаются большей поэтичностью, чем работы мастеров старшего поколения барбизонцев, таких как Т. Руссо или Ж. Дюпре. Добиньи был близок к К. Коро, создателю так называемого "пейзажа настроения", в начале 1850-х годов Добиньи и Коро вместе работали в Оптево, в провинции Дофине. Один из лучших пейзажей Добиньи 1850-х годов — "Весна" (1867, Париж, Лувр), в котором необычайно ярко выражено непосредственное ощущение весны. Критик Эдмон Абу точно выразил свое впечатление от картины: "Как будто через окно видишь улыбку весны".

Более, чем его предшественники, Добиньи стремится к непосредственности видения пейзажа. Желание быть ближе к природе приводит художника к мысли построить лодку-мастерскую, на которой он в конце 1850-х годов путешествует по Сене и Уазе. О плавании по Уазе Добиньи рассказал в серии великолепных офортов 1862 года, названных им "Путешествие в лодке". И конечно, во время плавания на лодке-мастерской Добиньи выполнил массу этюдов маслом, которые довольно широко представлены в советских музеях.

Все этюды композиционно построены и производят целостное впечатление, отличаясь от картин, пожалуй, лишь меньшей законченностью. Характерно композиционное построение этюда "Деревня на берегу Уазы" (1868, Москва, ГМИИ им. Пушкина), в котором движение лодки, скользящей по воде параллельно берегу, подчеркнуто движением уток, плывущих друг за другом.

Маленькие этюды Добиньи очень разнообразны по цвету. Больше, чем кто-либо из барбизонцев, Добиньи присматривается к цвету в природе. Он отрицает всякую условность в цвете, и его этюды привлекают светлыми свежими красками. В картине "Утро" (1858, Москва, ГМИИ им. Пушкина) преобладают нежные оттенки голубого — голубая гладь воды и неба лишь едва окрашена розовыми лучами восходящего солнца. Картина отличается изумительной тонкостью световых нюансов. Вообще, в умении передать освещение Добиньи пошел дальше других барбизонцев. Правда, в его картинах нет драматических контрастов света; как выразил это сам художник: "У света есть свой язык, и этот язык надо заставить говорить или петь, но отнюдь не реветь". В целом пейзажи Добиньи 1850-х годов выражают свойственную художнику ясную душевную гармонию. Его можно причислить к зачинателям интимного пейзажа, получившего широкое распространение в живописи 19 века.

Этюды Добиньи нашли самый живой отклик среди молодых художников. Показательна реакция К. Моне, одного из основателей импрессионизма, на картины мастера в Салоне 1859 года: "Добиньи, вот молодчина, который работает хорошо, который понимает природу". Отметим, что позднее Моне также построил себе лодку-мастерскую, подобную той, что была у Добиньи. В самом деле, в искусстве Добиньи есть черты, роднящие его с молодым поколением: так же как импрессионисты, он не заботится о правильности линий и точности деталей и отдает предпочтение широкой манере живописи. Полноты отображения реальной действительности Добиньи достигает не скрупулезным выписыванием деталей, как это было в поздних работах Т. Руссо, а цветом. Не случайно именно Добиньи помог молодым, в том числе К. Моне, О. Ренуару и другим, художникам выставить свои произведения в Салоне 1868 года.

Однако наряду с тенденциями, близкими импрессионизму, в конце 1860-х годов в живописи Добиньи можно отметить и другие черты. Продолжая почти ежегодно работать над этюдами в лодке-мастерской, Добиньи мечтает вместе с тем создавать обобщенные монументальные образы, полотна "большого" стиля и "большого" содержания. "Я хочу писать сельские пейзажи с фигурами", — признается он в одном из писем. В таких картинах, как "Сбор винограда" (1863, Париж, Лувр), Добиньи близок уже не столько к импрессионистам, сколько к Ф. Милле. Пейзаж в этой картине Добиньи — лишь место действия, он также скуден и подчеркнуто прозаичен, как у Милле. А главное, пейзаж оживлен присутствием и трудом человека. Меняется и характер живописи: если в этюдах преобладают светлые тона, то поздние картины Добиньи отличаются темным насыщенным колоритом. Но, в отличие от Милле, у Добиньи превалирует оптимистическое настроение.

Добиньи, которого на Всемирной выставке 1867 года чествовали как главу новой живописной школы, любил природу с романтической страстностью. Однако в своих картинах он изображал ее не как носительницу его собственных чувств и настроений, а реалистически, стремясь обнаружить и запечатлеть наиболее характерные черты природы. Его любимыми пейзажными мотивами были широкие равнины, гладь воды, деревни, расположенные по берегам рек, цветущие фруктовые сады, виноградники, восход и закат солнца. Работы Ш. Добиньи полны поэзии и лирики, но в то же время — объективны. Как точно сформулировал свое творческое кредо сам художник: "Она (т. е. природа) — единственная, и этого довольно".

Е. Шарнова
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1992 год. М.: Советский художник, 1991.