11.09.2012

Чеботарев, Константин Константинович (1892-1974)

Жизнь К. К. Чеботарева — живописца, графика, художника театра — одна из печальных и практически неоткрытых страниц истории советского изобразительного искусства. До сих пор не издано ни одной более или менее крупной монографии, каталога или альбома, посвященных творчеству этого интереснейшего художника. Все, что мы имеем, — несколько газетных статей, журнальных заметок и коротеньких брошюр, вышедших в основном в двадцатые годы. Между тем изучение наследия художника — еще одного свидетеля революционной эпохи, трудных периодов отечественной истории — представляется весьма актуальным.

К.К.Чеботарев родился на хуторе Юрминск Белевского уезда Уфимской губернии (ныне Башкирская АССР). Отец будущего художника был крестьянин, "частный землемер", а позже — управляющий имением. Относительный достаток, видимо, способствовал тому, что Константин поступил в Казанскую гимназию, а затем, не окончив ее, в Казанскую художественную школу (август 1910 — май 1917). В гимназии он увлекается рисованием, иллюстрирует рукописный ежемесячник "Звезда", где помещает также свою 4-актную пьесу "Экспроприаторы" и несколько рассказов.

В Художественной школе его преподавателем был академик Н.И. Фешин, по достоинству оценивший талант молодого художника.

Два события этого времени говорят о той интенсивной внутренней работе, серьезном, вдумчивом изучении старых и поиске новых форм в искусстве, которые вывели его в ряд передовых художников тогдашней Казани.

Весной 1914 года Чеботарев посещает Крым. Яркая природа, богатство красок дают ему новый импульс. Здесь все невольно влечет к эмоционально-открытому радостному языку импрессионистов ("Прибой в Суук-Су"). Но импрессионизм с его одномоментностью, поверхностной, внешней иллюзорностью передачи видимого не мог удовлетворить художника, стремившегося постигнуть сущностные основы мира.

Незадолго до окончания художественной школы, в конце — начале 1918 года, он собирает вокруг себя группу молодых художников, руководствовавшихся новыми принципами творчества. Объединение, получившее название "Союз Подсолнечник", главной своей целью провозглашает борьбу со старым, отжившим искусством, приветствует все молодое, свежее, отвечающее духу времени. Уже весной 1918 в Казани состоялась первая выставка "Подсолнечника". Двенадцать художников выставили 305 работ, 50 из которых принадлежали Чеботареву.

Среди них необходимо отметить "Завтрак в Суук-Су", типологически связанный с крымским периодом, насыщенный цветом и светом, но уже тяготеющий к более поздним работам. Столы, стулья, человеческие фигуры — все, попавшее в поле зрения художника, превращено в круговорот локальных ярких цветовых пятен — треугольников, спиралей — мозаику, готовую стать хаосом.

Наметившееся в этой картине геометрическое своеволие формы, стремящейся вырваться из-под власти художника, диктовать ему свои условия, находит логическое завершение в таких работах, как "Солдатки" и "Красная Армия". В последней картине энергии, расчленяющие форму на геометрические составляющие, клокочущие в "Завтраке" без определенного смысла, получают целенаправленный характер. Единая могучая сила трамбует в одинаковые шеренги одинаковые фигуры солдат, напоминающие скорее механические приспособления для ходьбы строем и ношения винтовок.

"Экономия художественных средств" доведена здесь до предела. Художник практически отказывается от цвета. Серые фигуры, черные прямоугольники окон на сплошном изломанном монолите стен, закрывающих небо. Лишь огромный изогнувшийся треугольник алого знамени звучит гимном суровой надежды. Интересно отметить, что картина написана до создания Красной Армии как государственного института. Она "подобна натянутому луку, из которого летит стрела".

Одновременно с борьбой за новое искусство самые активные члены Союза (архитектор Ф.П.Гаврилов, К.К.Чеботарев, А.Г. Платунова, ставшая впоследствии женой, верным, преданным другом художника) отдают много сил делу создания в Казани высшего художественного учебного заведения: первоначально — Высшие Свободные художественно-технические мастерские, в дальнейшем — Казанский художественно-технический институт. Ректором назначается Гаврилов, заведующим учебной частью — Фешин, который становится инициатором выдвижения студентов старшего курса Чеботарева и Платуновой на должности преподавателей живописи и рисунка. Чеботарев, кроме того, преподает композицию.

Осенью 1922 года Чеботарев и Платунова, единственные за все время существования института, получают звание "Свободный художник живописи".

Этому радостному событию предшествовал вынужденный перерыв в занятиях искусством, предопределивший несправедливое отношение к художнику в течение всей последующей жизни. В 1919 году Чеботарев был мобилизован в армию Колчака и возвратился в Казань после долгих скитаний только в 1921 году. Но все созданное им до 1919 и после 1921 года исключает всякие сомнения в том, что он всегда оставался верен идеям революции, вошедшим в самую суть его творчества.

Казань этого времени — один из мощных художественных центров революционного искусства. Здесь проходит множество выставок, создаются художественные объединения и, главное, "делается" искусство, новое и живое. Делается из ничего, порой на голом энтузиазме, искусство, проникнутое верой в торжество новой жизни и новых форм.

С 1920 года начинает выходить графический альманах "Всадник", инициаторами которого были И.Плещинский и П.Шикалов. Первому номеру "Всадника" предпослан манифест, ярко характеризующий тогдашнюю художественную ситуацию: "Имея в руках ничтожные клочки бумаги, собранные кое-где с громадным трудом, подчас ограниченные в технических возможностях за недостатком материала и приспособлений для печатания, мы осуществили наш первый шаг изданием тридцати экземпляров этого альманаха, сделав все, что было возможно в суровых условиях нашего времени, чтобы придать им внешность, достойную глаза ценителя Графических искусств.

Начиная с клише, каждый оттиск во всех стадиях своего развития выполнен своим автором и носит в себе характер его творческой личности, рожденной современностью. Так мы идем к тому, когда в художнике соединяется артист и рабочий.

...пройдя век культуры фотографических процессов в области многократного воспроизведения художественной идеи, мы сегодня, умудренные опытом отцов, возвращаемся к младенческим годам иллюстраций, когда художник-график, закрепив резцом на доске свою мысль, сам же выявлял ее и дальше, осуществляя до конца свои задания".

Вернувшийся после двух лет отсутствия Чеботарев примкнул к группе графического альманаха. Он исследует выразительные возможности различных техник, везде добиваясь лаконизма, знакового характера изображения. Пробует печатать с кусков фанеры, на которых выжигает изображение (техника горячей иглы).

Невозможно не упомянуть и о театральных работах Чеботарева. С 1923 по 1926 (год отъезда в Москву) он преподает "оформление сцены" на режиссерском отделении Казанского Татарского театрального техникума, работает в Казанском молодежном театре "КЭМСТ" (театр левых исканий). Здесь им оформлено несколько постановок: "Мистерия-буфф", "Разуй глаза", "Газ", "Гамлет", "Растрата".

В Москве он продолжает деятельность театрального художника. Оформляет первые постановки МТЮЗа, открывшегося в 1927 году.

К.К.Чеботарев умер в Москве в 1974 году, испив полную чашу отчуждения и человеческой неблагодарности. Он не был репрессирован, но вокруг него непробиваемой стеной стоял заговор молчания. В течение тридцати лет (с 1940 по 1970) он пытался вступить в МОСХ и в течение тридцати лет получал отказ. Ходатайства М.Алпатова, В.Фаворского, С.Чуйкова, Н.Зефирова, А.Сидорова, Д.Шмаринова не могли сдвинуть дело с мертвой точки. В шестидесятые годы работы Чеботарева попадают на выставки революционного искусства, экспонируемые за рубежом, получают всеобщее признание, но и этого кажется мало. Лишь в 1970 году, за четыре года до смерти, больной и одинокий художник принят в члены МОСХа.

В 1949 году, оглядываясь на прошедшее, всматриваясь в настоящее, Чеботарев начинает "наиболее лирическую" серию монотипий и рисунков "Подсолнечники", которую дополняет практически до конца жизни, подтверждая тем самым свою мысль "умереть все-таки лучше, чем перестать быть художником".

И.Трофимов
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1992 год. М.: Советский художник, 1991.