11.09.2012

Вуд, Грант (1892-1942)

"Американская готика", написанная в 1930 году и находящаяся в собрании Художественного института в Чикаго, осталась самым известным произведением Гранта Вуда. Эта картина так полно выразила характер дарования художника, его эстетические принципы и систему идей, что и сам Вуд вошел в историю искусства США как автор одного произведения. На фоне великой депрессии, последовавшей за мировым экономическим кризисом 1929-33 годов, в атмосфере социальной нестабильности и падения общественной морали "Американская готика" утверждала незыблемость извечных ценностей: простого труда на земле, твердости нравственных убеждений, непритязательной жизни в единении с природой. В поисках утраченных цивилизацией ценностей художник обратился к своему родному Среднему Западу. Уроженец маленького городка Анамоза в штате Айова, Вуд получил профессиональное образование в чикагском Художественном институте. После участия в первой мировой войне он обосновался в провинциальном Чедер Репиде, где работал учителем рисования. Вся жизнь художника, вплоть до его смерти в Анамозе, протекала в основном в маленьких городах штата Айова. На протяжении 1920-х годов Вуд несколько раз ездил в Европу, посещал академию Жюлиана в Париже, испытал увлечение так называемой "Новой вещественностью", возникшей в это время в Германии. По словам самого художника, сильнейшее впечатление произвело на него искусство нидерландских и немецких мастеров 15 века — их способность воплощать библейские и мифологические сюжеты во всех подробностях современного художнику быта, их виртуозная техника, их чистый насыщенный колорит.

Дух позднеготической живописи вдохновлял Гранта Вуда и при создании его лучшей картины "Американская готика". Моделями для фермерской четы, изображенной на первом плане, послужили сестра художника и его зубной врач. Их некрасивые, непропорционально вытянутые лица и простая одежда лишены внешней привлекательности. Вместе с тем сама постановка фигур в пространстве на фоне геометрически расчерченного фасада сельского дома в стиле неоготической колониальной архитектуры, выраженная во взглядах прямота и суровость характеров, наконец, символический жест мужчины, сжимающего в руке вилы, — все исполнено внутреннего достоинства и сдержанной силы. Небольшое и незначительное по сюжету полотно превратилось в обобщенный героизированный образ американского национального характера.

Грант Вуд принадлежал к движению почвенников-риджионалистов, возникшему в искусстве США второй половины 1920-х годов в ответ на разрушение традиционного жизненного уклада в результате быстрой индустриализации и ее социально-экономических последствий. Кроме Вуда в группу риджионалистов входили еще два художника, также уроженцы Среднего Запада — Томас Харт Бентон и Стюарт Карри. Их программу наиболее полно изложил Бентон, не только художник, но и писатель, в своей беллетризованной автобиографии "Художник в Америке". Риджионалисты сделали демонстративную попытку уйти от исторической реальности, восстановить локальные, "региональные" ценности и распространить их на все общество (от слова "регион" — "риджн" — происходит и само название группы). Как художники, они восстали против "всеобщей культурной непоследовательности современного искусства" (Бентон) и провозгласили источником своего творчества патриархальную американскую действительность.

Героическая попытка риджионалистов была во многом искусственной: жизнь, из которой они заимствовали свои сюжеты, уже не существовала в чистом виде. Эта искусственность их программы ощущалась самими художниками. Двойственное отношение к предмету изображения сказалось в изломанной экспрессивной форме произведений Бентона, в фанатической приверженности Карри к родному Канзасу, в холодной ироничности некоторых работ Вуда.

Кроме самой известной своей картины Грант Вуд создал немало других. Все они посвящены родной земле, причем в достаточно узком ее понимании. Пейзажи Вуда представляют обобщенный взгляд на эту землю — художник как бы показывает ее космическую природу. В картине "Каменный город. Айова" (1930, Омаха, Джослинский художественный музей) вздыбившиеся холмы, сферические кроны деревьев, геометрические строения выявляют геологическую структуру почвы, ее первооснову. Часто взгляд Вуда прямо упирается в землю: высоко поднятый горизонт не оставляет воздушного пространства, резкое столкновение разных планов создает глубокий панорамный эффект ("Конец дня на пашне", 1935, Нью Йорк, галерея Уокер). Особое место в творчестве Вуда занимает картина "Дочери американской революции" (1932, США, частное собрание), где три пожилые дамы — учредительницы этой местной патриотической организации — изображены с нескрываемой злой насмешкой. Известно, что изображенные заявили даже протест художнику, пытаясь представить его неблагонадежным и "красным".

Творчество Гранта Вуда осталось фактом лишь американского искусства. Однако оно достаточно точно отразило одно из распространенных настроений своего времени — уход от реальности, ее непомерного давления на человеческую психику. Альтернативный путь возвращения к фермерскому прошлому Америки, культурный изоляционизм не мог, разумеется, быть принят искусством США с его стремлением к мировой монополии. Но в такой огромной стране, как Америка, с ее обширными пространствами сельских земель художественное направление, подобное риджионализму, всегда найдет себе место.

Е.Гордон
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1992 год. М.: Советский художник, 1991.