11.09.2012

Рейнолдс, Джошуа (1723-1792)

Джошуа Рейнолдс, наряду с Томасом Гейнсборо, составил славу английской живописи второй половины 18 века, и особенно английского портретного искусства.

Рейнолдс родился в Плимптоне {Девоншир) в семье англиканского священника, преподававшего также в местной школе. Вопреки желанию отца, видевшего в сыне будущего врача, Рейнолдс избрал иной путь. Еще в детские годы Джошуа копировал старинные гравюры, а в восьмилетнем возрасте самостоятельно проштудировал книгу о перспективе. В конце концов отцу пришлось уступить, и в 1740 году молодой Рейнолдс прибыл в Лондон и поступил учиться к модному в то время портретисту Томасу Хадсону. Биографы пишут, что молодой художник настолько преуспел в учении, что вызвал зависть учителя. В результате, не пробыв и трех лет в мастерской Томаса Хадсона, Рейнолдс покинул Лондон и вернулся в Девоншир.

В 1749 году состоялось счастливое для Рейнолдса знакомство. Кеппел, капитан военного корабля, а впоследствии адмирал, пригласил молодого художника в путешествие вокруг Европы. Но, достигнув берегов Италии, Рейнолдс покидает корабль, чтобы увидеть бессмертные творения почитаемых им старых итальянских мастеров. Он прожил в Риме, этой Мекке художников, три года, тщательно изучая манеру гениев Возрождения, копируя, доводя собственную технику до совершенства.

Побывав также в Венеции и Флоренции, в 1752 году Рейнолдс вернулся в Англию. Он поселился в Лондоне, где вскоре стал известным портретистом, а со временем законодателем моды, хорошего тона. В течение почти полувека выдающиеся люди Англии: писатели, политические деятели, актеры, весь высший свет — заказывали свои портреты у Рейнолдса. Одним из первых ему позировал друг и покровитель коммодор Кеппел. Этим портретом художник сразу же обратил на себя внимание. Годы учения, тщательного копирования, пристального изучения техники старых мастеров не прошли Даром. Рейнолдса отличает умение тщательно продумать композицию, удачно и разнообразно выбрать позы для своих моделей. Для картин Рейнолдса вообще характерна построенность композиции и всех деталей при кажущейся свободе и непринужденности. Типичным примером его ранних работ является портрет графини Албемарл (матери коммодора Кеппела), написанный художником в 1757-59 годах. Модель представлена в привычной, интимной обстановке за домашним занятием. Принадлежность к типу парадного портрета выдает только фон — пышная декоративная драпировка.

Но Рейнолдс был популярен не только как художник. Он — один из образованнейших людей своего зремени, чрезвычайно деятельный политик и влиятельный человек, джентльмен по вкусам и привычкам. В 1764 году Рейнолдс стал одним из членов-учредителей Лондонского литературного клуба, в который входили писатели Джонсон, Голдсмит, Босвелл, великий английский актер Гаррик. Голдсмит посвятил ему свою "Покинутую деревню", Гаррик советовался с ним по вопросам театра, Самюэл Джонсон отзывался с похвалой о литературных достоинствах "Речей", произнесенных в Академии. В 1768 году Джошуа Рейнолдс был избран первым президентом только что созданной Королевской Академии художеств. С этого поста художник ушел лишь незадолго до смерти, когда почувствовал, что его здоровье стремительно ухудшается.

Ежегодно на торжественных актах в Академии Рейнолдс читал лекцию. Эти речи-лекции впоследствии были собраны и изданы. Главной задачей и целью "Речей" (всего их было пятнадцать) было образование молодых художников и развитие художественного вкуса общества. Эти благородные цели делают "Речи" типичным примером литературного произведения эпохи Просвещения. Классическую красоту, идеально прекрасные образы, темы, пленившие его в старом итальянском искусстве, Рейнолдс хотел перенести на английскую почву. В его собственном творчестве соединились традиции барочной аристократической живописи с чертами нового буржуазного реалистического искусства. Заказчиками Рейнолдса были представители верхушки английского общества. Поэтому аристократизм, героизация персонажей, некоторая доля парадности были условием и залогом успеха произведений художника у его заказчиков. Правда, эпоха Просвещения требовала от художника и его моделей нового, более широкого взгляда на вещи. И Рейнолдс находит свой стиль в соединении конкретности, жизненности, индивидуальности с идеализацией, героизацией, тонкой лестью. В этом блестящем умении найти компромисс между психологизмом и толикой лести, облагородить модель, сохранив ей черты индивидуальности, по-видимому, секрет его огромной популярности. Рейнолдс часто представляет свои модели в античных или аллегорических образах. Примером этого может служить портрет сестер Монтгомери "Грации, украшающие герму Гименея", портрет Эммы Харт (будущей леди Гамильтон) в образе вакханки, портрет миссис Мастере в образе Гебы и другие. Знаменитую английскую актрису Сару Сиддонс Рейнолдс пишет в виде трагической музы (тогда как Гейнсборо, изображая ту же модель, видит в ней прежде всего хорошенькую, одетую элегантно и по последней моде женщину). В портрете леди Кокберн с детьми художник использует композицию святого семейства, где фигуры младенца Христа, Иоанна Крестителя и других персонажей заменяет маленькими детьми графини.

Если Гейнсборо тяготеет к пейзажной живописи и часто пишет людей на фоне природы, то Рейнолдс видит себя историческим живописцем и часто вводит черты и атрибутику исторической живописи в свои портреты. Очень характерен в этом смысле портрет адмирала лорда Хитфилда, губернатора Гибралтара, относящийся к 1787 году. Лорд Хитфилд представлен на фоне орудий и дыма сражения в спокойной и элегантной позе. Он держит в руках массивный ключ — деталь, намекающая на право владения Гибралтаром. Другая картина, изображающая героя американской кампании генерала Тарлтона (1782), написана темпераментно и уверенно, большими, сочными мазками. Декоративно-патетический тон придает живописи Рейнолдса некоторый "сценический", театральный характер. Артистизм, виртуозное владение техникой, блестящее пластическое мастерство, усвоенные им у старых мастеров, в полной мере проявились в этом шедевре, который сам по себе мог бы создать Рейнолдсу репутацию одного из самых прославленных художников Англии. В новой мощной и широкой манере его живописи 1780-х годов сказалось огромное впечатление, произведенное на него искусством Рембрандта и Рубенса во время путешествий в Голландию и Фландрию в 1781 и 1783 годах.

Среди его заказчиков появляются и коронованные особы. В 1784 году Рейнолдс становится придворным художником короля, а через год русская императрица Екатерина заказывает ему картину на исторический сюжет. Как до него Ван Дейк, Питер Лели и Неллер, Рейнолдс был посвящен в пэры Англии за свои достижения в искусстве. Отныне он именуется сэр Джошуа. Но уже в эти годы он ощущает первые признаки болезни. Его зрение резко ухудшается, хотя первое время художник пытается это скрыть. Он мужественно переносит страдания, но, прежде доброжелательный и общительный, становится замкнутым и угрюмым. Конец блестящей, полной успехов жизни был плачевен. Художник закончил свои дни почти слепым и глухим.

Более полувека английский портрет занимал господствующее положение в европейской живописи. Его влияние на последующее развитие почти всех европейских и американской школы портретного искусства трудно переоценить. У истоков этого мощного явления стоял Джошуа Рейнолдс.

Е.Либман
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1992 год. М.: Советский художник, 1991.