11.09.2012

Яблонская, Татьяна Ниловна (1917-2005)

Украинский живописец Татьяна Ниловна Яблонская родилась 24 февраля 1917 года в семье учителя истории и рисования. В юные годы будущая художница делает несомненные успехи, занимаясь рисунком под наблюдением отца, и когда становится ясно, что любовь к искусству не только детское увлечение, семья решает дать ей систематическое художественное образование. В 1935 году Яблонская поступает в Киевский художественный институт, а в 1941-м оканчивает его.

Талант Яблонской очень рано получил общественное признание: ее первая персональная выставка состоялась в 1940 году. В первых самостоятельных произведениях художница отдает дань чрезвычайно распространенной в 1940-е годы жанрово-бытовой картине ("На улицу хочется", 1945; "Книжка с картинками", 1946). В то же время она пробует свои силы в пейзаже, активно вводит его в полотна, сопоставляя жизнь и настроение природы и человека ("Вечер на Днепре", 1947). Художницу волнуют непосредственные наблюдения и впечатления и возможность передать суть этих впечатлений на картине.

Произведением, определившим новый этап творчества Яблонской, стало монументальное полотно "Хлеб". Оно было написано в 1949 году и принесло автору звание лауреата Государственной премии СССР. Отражая оптимистические чаяния первых послевоенных лет, жажду счастья и изобилия, испытываемые пережившим войну народом, картина эта как нельзя больше импонировала зрителю, отвечала его настроениям и надеждам. Труд, который вложила художница в это полотно, огромен: картине предшествовали бесчисленные эскизы, наброски и зарисовки. Однако несмотря на стремление Яблонской к наибольшей достоверности, ее художественное чутье не допустило утомительной описательности, которой столь часто грешили произведения советских живописцев того времени. Картина "Хлеб" воспринимается как гимн крестьянскому труду.

Советское изобразительное искусство 1960-х годов ярко отразило изменение тенденций в жизни общества. Поиск новых образов, их живописного воплощения коснулся и творчества Яблонской. Ее внимание особенно привлекает народное искусство, о чем свидетельствуют сюжеты и фольклорные мотивы многих созданных художницей полотен.

В работах этого периода Яблонская использует простой, сочный цвет, несколько уплощает фигуры, добиваясь изобразительного и эмоционального эффекта особой выразительностью контуров, приближает предметы к переднему плану, к зрителю. Возвращая профессиональной живописи приемы, присущие народному искусству, художница как бы призывает вспомнить о народных корнях искусства современного. Это заметно проявилось в полотнах "Обрученные", "Лебеди" (оба — 1966), "Бумажные цветы" (1967). Одновременно Яблонская старается напомнить о непреходящем значении веками создававшихся кодексов нравственных и эстетических ценностей. Тема непрерывности связей в искусстве, понятая и воплощенная художницей, непосредственно связана с идеей непрерывности самой жизни народа. Этой вечной проблеме посвящены картины "Жизнь. Родоначальница", "Вдовы" (обе — 1966) и, наконец, полотно "Безымянные высоты" (1969), являющееся вершиной этой темы.

Как будто в русле той же проблемы, но преломленной в луче нового формального и эстетического поиска, предстает написанная в 1973 году картина "Вечер. Старая Флоренция". Женщина, сидящая спиной к зрителю, всматривается в широко развернутую панораму города. Очарование живописью старых итальянских мастеров чувствуется и в колорите картины, решенной в светлых чистых тонах, и в увлеченном воспроизведении натуры, ее поэтизации.

Художница стремится передать самоценность всякого предмета изображения, будь то дерево ("Дуб", 1976) или незатейливый интерьер украинской хаты ("Управилась", 1977). Эта задача требует от мастера особого внимания к вопросам решения живописной среды. "Мерцающая" фактура, выверенность и соотнесенность пространства и предмета придают произведениям Яблонской семидесятых годов особую целостность, рождают ощущение стройности и законченности микрокосма картины.

И зрителей и критиков неизменно поражает способность Яблонской решительно и до неузнаваемости изменять манеру письма, увлекаться самыми различными темами и идеями. В умении чутко реагировать на все новое, требующее художественного осознания и, следовательно, нового и непривычного образного воплощения, и есть, как видится, основа "многостильности" творчества Яблонской. Ее произведения — свидетельство того, что на протяжении всего творческого пути художница не только совершенствует свое мастерство, но и, что значительно примечательнее, ищет новые средства выражения, наиболее адекватные настоящему времени и темам, принесенным этим временем.

Е.Кучер
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1992 год. М.: Советский художник, 1991.