11.09.2012

Хайне, Томас Теодор (1867-1948)

Красный бульдог, оскаливший пасть, — таким был герб знаменитого немецкого журнала "Симплициссимус". Это название неразрывно связано с именем создателя его графического облика — художника Томаса Теодора Хайне. Эпоха рубежа веков породила в разных странах множество новых периодических изданий, и все они так или иначе оказывались связаны с новым стилем, во Франции называвшимся "ар нуво", в России — модерном, а в Германии получившим наименование "югендштиль" по названию журнала "Югенд". Но "Симплициссимус" не был чисто художественным изданием. Литературные произведения (среди авторов журнала были Герман Гессе, Райнер Мария Рильке, в нем дебютировал Томас Манн) соседствовали с большим и столь же важным разделом карикатуры — острой, современной, нередко политического свойства. Таким сделал "Симплициссимус" Хайне.

Еще подростком, участь в Лейпциге в художественной школе известного живописца Ханса Тома, он был заключен в карцер за шаржи на учителей, а позднее исключен за то, что опубликовал свои рисунки в местной газете. После обучения в Дюссельдорфской Академии художеств Хайне поселился в Мюнхене, наиболее значительном центре немецкого югендштиля и, что немаловажно, городе с давней традицией политической оппозиционности. Предшественником нового журнала явился "Летучий листок", издававшийся меценатом Альбертом Лангеном в его издательстве в Париже. В 1895 году издательство переехало в Мюнхен, и 1 апреля 1896 года вышел в свет первый номер "Симплициссимуса". Неизвестно, кем была подсказана Лангену идея журнала, — возможно, у истоков- ее стоял Август Стриндберг, но вероятно, что Хайне также участвовал в этом. В первом номере (вышедшем рекордным тиражом в 480 тысяч экземпляров) его роль была еще второстепенной, но начиная со второго Хайне — автор большинства карикатур и в дальнейшем создатель целой школы " Симплициссимуса".

Журнал стал "окошком свободы" в политической жизни кайзеровской Германии и тем зеркалом, которое мог поднести к себе немецкий обыватель. Свобода искусства, за которую ратовала новая эпоха, тесно переплеталась со свободой политической. Ситуация в Германии в этом смысле была схожа с ситуацией в России, где также получила развитие карикатура, и не без воздействия творчества Хайне. Он был общепризнанным мастером европейской графики югендштиля, а ведь именно графика заняла в этом стиле особое, едва ли не главное место. Актуальность и острота тем у Хайне сочетались с остротой нового стиля, выявлявшего и подчеркивавшего природу графического искусства, линию и плоскость. Графика югендштиля доводила эти качества порой до гротеска, да и вообще этот стиль, основанный на стилизации, пародировании, заострении, часто находил адекватное выражение именно в карикатуре.

Первой серией карикатур Хайне стали "Рисунки из семейной жизни", над которыми художник работал с 1896 по 1909 год. В них высмеян мир немецкого обывателя, его лживость, ничтожество интересов, паразитизм ("Папа, кем ты будешь, когда вырастешь?" — название одной из карикатур). Особенно ненавистен был Хайне германский "военный дух" на всех уровнях его проявления, свойственный и властям, и буржуа. Таков лист "День рождения Фрицика", где маленького ребенка обучают маршировать в каске и с саблей. Позднее будет создан лист с фигурой "Святого Лейтенанта", становящегося воплощением милитаристских устремлений.

Против непробиваемой и злобной тупости властей направлена карикатура "Перед судом", где жалкая тощая собачонка предстает перед судьями, чьи одинаковые квадратные фигуры повторяют форму не то бутылок, не то чернильниц. Чаще всего в карикатурах Хайне "говорят" детали, и тут изображение мещанского быта давало ему простор для иронии. Хайне любил рисовать затесненные интерьеры с цветистыми обоями, плюшевой мебелью, безделушками в стиле немецкого бидермайера. Вообще этот стиль начала 19 века с его самодовольным обывательским духом, с его приземленностью, ограниченностью, с его "немецкой уютностью" часто становится объектом насмешки. Таков рисунок "Осеннее настроение" с изображением музицирующей пожилой парочки и пародийным текстом пошлого романса. В таких карикатурах тип юмора, свойственный Хайне, в чем-то близок голландским художникам 17 века — Броуверу, Остаде; но все же жесткость, резкость, иногда безжалостность и гнев ие дают забыть, что перед нами художник уже, по сути дела, двадцатого столетия.

Особенно скандальным стал тот номер "Симплициссимуса", где в 1898 году появилась карикатура Хайне "Палестина". Изображавшая двух крестоносцев, она прозрачно намекала на путешествие императора Вильгельма II на Ближний Восток — и, что было еще опаснее, делала явными его скрытые политические мотивы. Разразился скандал, в результате чего Хайне был на полгода заключен в крупнейшую крепость Германии — Кёнигштайн. Однако в следующем номере журнала появилась новая карикатура Хайне: "Как я буду делать следующий рисунок". Художник стоял на ней в оковах рядом с тюремщиками.

Новая страница жизненного опыта породила еще одну крупную серию рисунков Хайне: "По темной Германии" (1909-10). В этих листах отчетливо выступает его экспрессивный натурализм — в страшноватых фигурах голодных, униженных, бесправных. Многие листы принимают форму мрачного гротеска. В карикатуре "Казнь" палач в цилиндре утешает жертву, которой вот-вот отрубит голову: "Будь вы социал — демократом, вам было бы хуже". Особой выразительности Хайне достиг в рисунке "После демонстрации": кровавое пятно и порванная кукла около стены и подпись, имитирующая газетный текст: "Только благодаря вмешательству полиции покой граждан не был нарушен".

Графическая манера Хайне очень узнаваема, хотя ему были доступны и линейная графика в духе Обри Бердсли, и светотеневая манера, напоминающая Клингера и Кете Кольвиц. Он выработал свой стиль рисунка, и практически с 1896 года изменений в этом стиле не происходит. Как сказал о нем художник Ловис Коринт, "он мог все, что хотел".

Действительно, дарование Хайне было разносторонним. Он занимался даже скульптурой, проявив и в этой области свою тягу к гротеску. Но прежде всего он добился высокого профессионализма в различных видах графики — плакате, книжной графике, рекламе. Он делал обложки для книг Прево, Гамсуна, Томаса Манна. Одна из первых его обложек, изображающая танцовщиц, исполняющих канкан, была явно навеяна плакатами Тулуз-Лотрека. Работы Хайне, наиболее связанные с югендштилем, в основном были выполнены для журнала "Инзель" ("Остров"), с которым он сотрудничал с 1900 года. Среди них — лист "Встреча" в духе графики Бердсли, с характерно-пикантным и полуфантастическим мотивом встречи дамы в костюме эпохи бидермайера с неким гермафродитом. Хайне исполнил также портрет знаменитой танцовщицы Лои Фуллер, танец которой был осмыслен современниками как пластический лейтмотив югендштиля — "серпантинная линия" или "удар бича". Именно такими изогнутыми линиями извивались в танце ее фигура и платье. Рисунок Хайне стал одним из "иконографических знаков" такого танца в большей мере, нежели портретом конкретной танцовщицы. Как бы надчеловеческий витальный порыв подхватывает струящиеся ткани и взвивает их, как дым курильницы, куда-то ввысь.

Художник активно работал и в двадцатые годы, но поздний период его творчества омрачен изменением политической ситуации в Германии. В 1933 году появился последний рисунок Хайне в "Симплициссимусе". 9 декабря того же года он был исключен из Прусской Академии художеств за неарийское происхождение. Художник переселился в Прагу, где некоторое время сотрудничал в литературном журнале "Ди Заммлунг" ("Собрание"), издаваемом Клаусом Манном под покровительством Андре Жида, Олдоса Хаксли и Генриха Манна. Но и этот журнал просуществовал недолго. С 1938 года Хайне жил в Осло, с 1942-го в Стокгольме, повсюду помещая в газетах и журналах свои антигитлеровские карикатуры. На склоне лет он издал сатирическо-автобиографический роман "Я жду чуда" и другие литературные произведения; однако в истории искусства он навсегда остался художником "Симплициссимуса" — автором красного бульдога с оскаленной пастью.

Е.Деготь
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1992 год. М.: Советский художник, 1991.