11.09.2012

Бенедетто да Майано (1442-1497)

Эпоха Возрождения дает взлет ярких индивидуальностей в искусстве и рождает художественную атмосферу, в которой особенно высоким становится уровень искусства и ремесел в целом. Среди одаренных мастеров, внесших свой вклад в декоративное оформление архитектурных городских ансамблей, — Бенедетто да Майано.

Ко времени рождения Бенедетто его семья, родом из местечка Майано близ Флоренции, перебралась в город. В интенсивно отстраивавшейся тогда Флоренции нужны были такие мастера, как отец Бенедетто — Леонардо да Майано, резчик по камню. Согласно традиции, профессию отца унаследовали оба сына — Джулиано и Бенедетто. В то время как старший, Джулиано, прославился во Флоренции и за ее пределами как мастер интарсии и архитектор, Бенедетто нашел себя в области декоративной пластики и скульптуры.

О частной жизни Бенедетто сведений очень мало. Известно только, что он был женат на Лизе ди Доменико Массези и имел пятерых детей, один из которых, Джованни, посвятил себя резьбе по дереву. Художник умер 24 мая 1497 года и погребен вместе с братом Джулиано в церкви Сан-Лоренцо во Флоренции, где до сих пор находится их надгробие. Многие сведения, сообщаемые Вазари о биографии мастера, например, о его поездке в Венгрию к королевскому двору, не подтверждаются. Круг деятельности Бенедетто огрчничен Флоренцией и ее окрестностями: Фаэнцой, Сан-Джиминьяно, Лорето, Ареццо, а также Неаполем, куда он ездил по рекомендации брата для выполнения нескольких заказов арагонского двора.

Уже в двадцать шесть лет Бенедетто выполнил значительный заказ — алтарь Св. Савина для собора Фаэнцы, порученный ему вдовой Джованной Манфреди в 1468 году. Уверенный дебют молодого скульптора объясним: умение обращаться с мрамором он унаследовал от отца, а художественное видение, вероятно, формировалось в мастерской Антонио Росселлино, с работами которого много общего имеют его ранние вещи.

По форме алтарь представляет собой модификацию тосканского надгробия с люнетой. В этой первой самостоятельной работе Бенедетто складываются принципы, которым он будет следовать в дальнейшем. Так, в нижней части алтаря, которая является подножием саркофага, он помещает шесть рельефов в два яруса, рассказывающих о жизни Св. Савина. Здесь Бенедетто применил характерное для него контрастное сочетание светлого и темного мраморов, создающее сильный декоративный эффект. Центральное поле с рельефами фланкируют пары каннелированных пилястров с канделябром между ними. По краям помещены более широкие пилястры, украшенные гротеском. В верхней части основания — фриз с пальметтами. Саркофаг с латинской надписью и фигурами Св. Петра и Св. Савина в боковых нишах помещен в люнете с широким орнаментальным фризом и росписью. По сторонам саркофага представлена сцена Благовещения — слева фигура архангела Гавриила, справа — Марии, выполненные в круглой скульптуре.

Гробница-алтарь имела огромное значение для молодого скульптора как первый опыт работы в рельефе линейного типа с тонкой прорисовкой и использования орнамента. Здесь угадывается влияние предшественников и современников мастера. Бенедетто следует, как образцу, надгробиям Антонио Росселлино и Дезидерио да Сеттиньяно. Массовые сцены напоминают рельефы Донателло. Однако, в отличие от своих современников, интерес Бенедетто обращен не к отдельной статуе или скульптурной группе, а к созданию декоративного ансамбля, в котором использована также живопись. В отличие от Верроккио и Поллайоло он работает преимущественно в мраморе.

Почти одновременно с алтарем Св. Савина Бенедетто выполняет надгробие Св.Фины в капелле Колледжата в Сан-Джиминьяно. Рисунок капеллы исполнил в 1468 году его брат Джулиано, он же помог получить заказ. Надгробие помещено в нишу, отделенную от стены капеллы пышным занавесом, напоминающим надгробие кардинала Португальского А. Росселлино. Боковые стены капеллы расписаны фресками Доменико Гирландайо на сюжеты легенды о Св.Фине. В этом произведении Бенедетто, как и в первом случае, соединяет надгробие и алтарь. Саркофаг поднят над мраморным алтарным столом. Бронзовые двери дарохранительницы на стеле фланкированы двумя статуями коленопреклоненных ангелов с канделябрами и рельефными изображениями двух пар ангелов. Над дарохранительницей — саркофаг, а выще, в люнете — рельефы "Мадонна с младенцем" и летящие ангелы. Алтарь, дарохранительница, саркофаг тонко сочетаются между собой, круглая скульптура неуловимо переходит в рельеф, рельеф — в живопись. Характерная для предшественников чистота стиля, самоценность отдельных видов искусств у Бенедетто уступает место стремлению к единству общего оптического впечатления, "общего настроения, нежно-радостного и, может быть, немного сентиментального" (Б.Р.Виппер). Три плоских рельефа в верхней части дарохранительницы со сценами жития Св.Фины при своих небольших размерах в сравнении с фресками Гирландайо не играют большой роли. Наоборот, преимущественное значение Бенедетто придает сочетанию орнамента, круглой скульптуры и боковых рельефов. Синтез разных видов искусств, когда архитектурные формы претворяются в росписи, а композиция и повествовательность фресок находит повтор в рельефах, характерен для искусства кватроченто и находит яркое выражение в творчестве Бенедетто да Майано.

В 1472-75 годах по заказу Пьетро Меллини, богатого флорентийского купца, покровителя францисканцев, Бенедетто создает мраморную кафедру в церкви Санта Кроче во Флоренции, ставшую одним из лучших образцов флорентийской скульптуры кватроченто. Он возрождает традиционную для треченто шестигранную форму кафедры. Пять ее граней украшены рельефами из жизни Св.Франциска. В основании — пять ниш, в них помещены аллегорические статуи Веры, Надежды, Любви, Мужества и Правосудия. Рельефы и скульптуры в нишах не имеют самостоятельного звучания в ансамбле, а выполняют роль подголосков, заполняя свободные поля, в то время как внимание привлекают конструктивные элементы, богато украшенные цветами и листьями, среди которых помещен фамильный герб Меллини. Особую пышность и декоративность кафедре придает сочетание белого и красноватого мраморов, использование золотых фонов в нишах. В этом произведении Бенедетто дальнейшее развитие получает своеобразный кватрочентистский синтез скульптурных форм: сочетание крупно- и мелкомасштабного изображений, высокого и низкого рельефа с сильно выступающими архитектурными конструкциями. В самих рельефах удачно применены живописные эффекты.

Если проследить развитие приемов Бенедетто, то можно отметить нарастание пластического акцента и более явное подчинение скульптурных элементов архитектурной композиции, эффект, еще более усиленный в алтаре Св.Бартоло и надгробии Филиппо Строцци.

Надгробие Филиппо Строцци — представителя старинного флорентийского рода, соперничающего с семейством Медичи, бывшего заказчиком и покровителем Бенедетто да Майано, было установлено в церкви Санта Мария Новелла, в капелле Иоанна Евангелиста, слева от хора. Саркофаг с овальной крышкой из черного мрамора, покоящийся на львах, установлен в нише. В люнете над саркофагом расположены рельефы — тондо "Мария с младенцем" и четыре поклоняющихся им ангела. В целом надгробие выполнено в тяжелых монументальных формах, характерных для творчества скульптора 1470-х годов.

Бенедетто принадлежит ряд портретных бюстов, прежде всего заказчиков из крупных флорентийских семей. Среди них Пацци, Строцци, Меллини. В 1474 году он выполнил бюст Пьетро Меллини, который по своей яркой реалистической трактовке приближается к благородному республиканскому или раннему императорскому портрету Древнего Рима. В другом известном произведении мастера — бюсте Филиппо Строцци, хотя еще и связанном с кватрочентистской натуралистической традицией, заметно предчувствие полновесных, округлых, более обобщенных, подчеркнуто объемных форм Высокого Возрождения. Облик Строцци дышит духовной энергией, концентрацией воли, целеустремленностью, характерной для человека чинквеченто.

Бенедетто работает и как архитектор. Существует мнение, что в 1490-е годы он участвовал в постройке палаццо Строцци, своего рода кульминации типа флорентийского палаццо. Его облик полон напряжения, энергии, отличается логикой композиции, что достигнуто благодаря рисунку руста, трактовке первого этажа как цоколя, повышению верхнего этажа с помощью гладкого аттика и, наконец, массивного верхнего карниза, созданного несколько позднее по рисунку архитектора Кронака.

С.Морозова
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1992 год. М.: Советский художник, 1991.