12.09.2012

Ваббе, Адо (1892-1961)

Адо Ваббе талантливо сочетал дар педагога и творческую оригинальность художника — графика и живописца. Он преподавал всю жизнь. В "Палласе", одним из основателей которого являлся, в 1919-41 годах вел мастерскую живописи, а в 1930-35 — мастерскую графики. Во время оккупации ему пришлось недолгое время преподавать в Таллиннском училище и на Курсах изобразительного искусства в Тарту. С 1944 по 1950 год он декан факультета и заведующий кафедрой Тартуского государственного художественного института, а в 1953-56 годах руководитель экспериментальной мастерской графики в Таллинне.

Ваббе-педагога отличали глубокая эрудиция и, главное, умение видеть и развивать индивидуальность учащегося. Учениками его мастерской в "Палласе" были известные впоследствии живописцы — тонкий, предрасположенный к импрессионистическому видению А.Варди, экспрессивные И.Выэрахансу и Э.Китс, остро чувствующий драматизм цвета К. Лийманд, лиричный А.Йохани; не оказав непосредственного воздействия своим творчеством, Ваббе помог развиться их природным склонностям.

Ваббе-художник отличался трудоспособностью, плодовитостью, широтой художественных интересов. Он проявлял известную восприимчивость к современным художественным течениям. Весьма свободно и умело мастер работал в различных техниках — масло, акварель, гуашь, рисунок тушью; хорошо знал линогравюру, литографию, офорт, вплоть до техники уникальной печати через копировальную бумагу — "Негритянка", "Мертвая птица" (обе — 1945).

К сожалению, во время войны погибла значительная часть его ранних работ, в том числе и большое декоративное панно "Итальянская комедия" (1926), написанное для театра "Эстония", что в какой-то мере упрощает наше представление об эволюции мастера.

Наиболее плодотворный период в творчестве Ваббе — 1910-1920-е годы. В 1911-13 он учится в Мюнхене, центре современного немецкого искусства, где в 1911 году возникло объединение художников-экспрессионистов "Синий всадник". В работах Ваббе этого времени ощутимо влияние экспрессионизма, позднее, в 1913-14 появляются абстрактные композиции, а после поездки в Италию в 1914 году — футуристические штудии.

Но Ваббе находит свой стиль: изображение членится на мелкие, ограниченные контуром цветовые плоскости, причем принципом деления является не анализ конструкции формы, а форсирование декоративной выразительности — прихотливая игра свето- и цветотональных нюансов: "Кафе" (1918), "Арлекин", "Сена" (оба — 1924). В перспективе подобная геометризация предметной формы могла привести либо к изощренному декоративизму, либо к уходу в чистую абстракцию. Весьма показательна в этом отношении метаморфоза предметно-конкретных изображений в живописи Ф. Купки, утверждавшая принципы абстрактного искусства.

Во второй половине 1920-х годов у Ваббе намечается поворот к реалистическим формам под воздействием " Новой вещественности". Живопись приобретает черты большей свободы и размашистости, как, например, в "Натюрморте" (1930). Но тогда же начинается и творческий спад — давило бремя преподавательской деятельности.

Второе дыхание Ваббе, похоже, обретает к середине 1930-х годов. В это время превалирует жанровая композиция и пейзаж. Изобразительная манера также претерпевает изменения: усиливается камерность изображения, появляются импрессионистические черты — мелким и пастозным становится мазок, колорит строится на нюансах, более непосредственны и менее организованны композиции — "Женщина с букетом цветов" (1936), "Летний пейзаж" (1941).

Просты бытовые мотивы его послевоенных работ — "Мотальщицы пряжи" (1944), "Музицирующие" (1946), "Извозчик" (1945-49). Упрощается манера письма, колорит определяется серо-коричневой гаммой. В последние годы жизни художник часто обращается к своей памяти — воспоминаниями о путешествии 1928 года навеяны испанские пейзажи и средиземноморские виды; порой фантазирует: "Интерьер театра" (1956-61), "Композиция с монахами" (1959). Манерой исполнения некоторые работы напоминают о раннем "геометрическом" стиле — "Карнавал" (1957). Ваббе работает для себя, "в ящик" — многое из того, что он сделал, зрители увидели впервые на его персональной, посмертной выставке в Тарту (1962).

Ярко проявился талант Ваббе-иллюстратора. Его графические фантазии, стильные и эффектные, свидетельствуют о понимании поэтической ткани иллюстрируемого произведения; характер стихов или прозы становится лейтмотивом графической формы. Значительны иллюстрации к сборникам стихов Х.Виснапуу ("Аморес", 1917), М.Ундера ("Синий парус", 1918), И.Барбаруса ("Человек и сфинкс", 1919).

А.Самойлов
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1992 год. М.: Советский художник, 1991.