Данько, Наталия Яковлевна (1892-1942)
Ленинградская художница Н.Я.Данько вписала одну из самых ярких страниц в историю отечественного фарфора. Ее наследие, включающее около трехсот произведений мелкой пластики, органично соединило высокие традиции русского фарфора и новую жизнь этого вида искусства, связанную с современностью.
Художественное образование Данько началось в раннем детстве — семья часто переезжала с места на место, и девочке пришлось учиться в московском Строгановском училище (1900-1902), Городской художественной школе и студии Я.Янсона в Вильно (ныне Вильнюс). Неудачная попытка поступления в петербургскую Академию художеств не обескуражила шестнадцатилетнюю девушку — она стала ученицей М.Л.Диллон, а чуть позднее, не удовлетворившись академически-салонным искусством этой петербургской скульпторши, перешла в мастерскую Л.В.Шервуда (1908). В 1909 году Данько получила возможность работать помощницей известного петербургского ваятеля. В.В.Кузнецова.
В первые десятилетия нашего века русская скульптура переживала после длительного упадка расцвет; новые здания, возводимые в стиле неоклассицизма и позднего модерна, нуждались в скульптурном оформлении, выразительном пластическом декоре. Кузнецов, один из самых популярных мастеров декоративно-монументальной скульптуры, выполнял вместе со своими помощниками — среди которых видная роль принадлежала Данько — многие престижные заказы, такие как рельефы на здании Азовско-Донского банка в Петербурге (1909-10, финляндский гранит), рельефы на доме Шербатова в Москве (1911 -13). Юная Наталия Данько была также в числе ближайших сотрудников Кузнецова при создании декоративных рельефов и фигур для русских павильонов на Всемирной выставке в Риме (1910) и на Международной выставке в Турине (1911).
Однако монументальные работы, исполненные в камне, были лишь приготовлением к той художественной деятельности, в которой Данько суждено было сказать свое слово в искусстве. На Императорский фарфоровый завод молодая художница попала как бы случайно — в тяжелые времена первой мировой войны прекратилось строительство, а вместе с ним сошли на нет скульптурные заказы. Кузнецова пригласили заведовать художественными мастерскими завода; в свою очередь, он позвал свою помощницу. Первые опыты Данько в керамике — сюита фигурок "Русские плясуньи и пастушок" выполненных совместно с Кузнецовым, — сыграли важную роль в усвоении художницей богатейших традиций и отечественного и европейского фарфорового производства.
Гражданская война в России принесла разруху, голод, холод. Парадоксально, но именно к этим годам относится расцвет, поистине эпохальные достижения фарфора. Агитационный фарфор — одна из вершин советской культуры послереволюционных лет. Элитарный, камерный вид искусства, атрибут, казалось бы, парадной дворцовой жизни, фарфор сумел войти в революцию благодаря творчеству С.В.Чехонина, А.В.Шекатихиной-Потоцкой, М.М.Адамовича. В их произведениях ленинский план монументальной пропаганды нашел своеобразный отклик — предметы быта, обихода, каждодневно находящиеся перед глазами, внедряли в сознание людей революционные лозунги, пропагандировали новые жизненные установки. Фарфоровая скульптура в новых общественных условиях превращалась в "монументы на дому" — портрет Карла Маркса, созданный В.В.Кузнецовым, бюст Н.И.Новикова и рельеф "Декабристы" Н.Я.Данько, выполненные в бисквите в 1918 году, были первыми советскими произведениями малой пластики, призванными войти в интерьер гражданского жилища.
Вместе с этими работами на Первой выставке советского фарфора, состоявшейся летом 1919 года в Петрограде, экспонировалась скульптурная миниатюра Данько "Партизан в походе", открывшая ряд прославленных новых героев художницы, таких как "Милиционерка" (1920), "Работница, вышивающая знамя" (1921), "Матрос со знаменем" (1921), "Работница, говорящая речь" (1923) и др. Одна из главнейших причин успеха молодого мастера — счастливое соединение нового содержания, новых образов с прочными национальными традициями: воссоздание в фарфоре народных типов русской жизни, русского города с их наивной простотой и затейливой фантазией относится уже к 18 веку, ко времени становления отечественного "порцелинного" производства. К созданию народных типов обращается и Данько в первые годы революции. Ее "работницы", "матросы", "партизаны", "агитаторы" демонстрируют то уверенное мастерство, с которым владеет скульптор характерностью жеста, движения, пространственного разворота фигуры, красноречивостью немногих аксессуаров. Высоким художественным достоинствам малой пластики Н.Я.Данько во многом способствовала их тонкая, искусная, нарядная раскраска. Постоянной сотрудницей, соавтором Наталии Яковлевны была Елена Яковлевна Данько (1898- 1942), которой принадлежала роспись почти всех произведений старшей сестры — ее скульптурные миниатюры приобретали под кистью Елены Яковлевны свойства драгоценных ювелирных изделий. Одаренность Е.Я.Данько сказалась не только в изобразительном искусстве — она пробовала свои силы как актриса, сочиняла пьесы, опубликовала несколько книг по истории фарфора, писала стихи и повести для детей.
Н.Я.Данько разрабатывала модели для изделий бытового назначения — они были тиражированы во множестве кружек, сахарниц, масленок, пепельниц, чернильниц, пудрениц и т. д. Необычайной выразительностью отличались шахматы "Красные и белые" (1922) — выставленные вместе с другими работами Государственного фарфорового завода (б. Императорского) на Международной выставке декоративных искусств в Париже (1925), они принесли советскому искусству фарфора высшее отличие.
Великолепны миниатюрные портретные фигурки Данько — одной из первых среди них стал скульптурный портрет Анны Ахматовой, исполненный в начале 1920-х годов. В иконографии Анны Ахматовой, послужившей моделью многим знаменитым художникам, создавшим целую галерею портретных изображений великого русского поэта и прекрасной женщины, фарфоровой "Анне Ахматовой" принадлежит уникальное место.
В 1930-е годы Н.Я.Данько исполняет множество портретов, среди которых нужно отметить портрет сестры, Елены Данько, и "Автопортрет. За работой" (оба 1935). Точность жеста, убедительная характерность позы создают впечатляющий портретный образ, казалось бы, немыслимый при столь своенравном материале, как фарфор, с его текучестью, оплавленностью форм.
К миниатюрным портретным статуям примыкают работы оригинального жанра, с блеском развитого Н.Я.Данько, — "портреты" театральных образов или портреты актеров в облике сценических персонажей. Прославленную З.Н.Райх скульптор изобразила в облике Маргариты Готье, одной из лучших ролей актрисы (1935). Покоренная постановкой Н.П.Акимова в Ленинградском театре комедии, Данько выпускает целый цикл фарфоровых героев "Двенадцатой ночи" Шекспира (1939). Сложную задачу — слияние в портрете сценического образа и жизненного характера реального человека, актера, — мастер выполняет виртуозно.
Одной из сквозных тем малой пластики Данько стала пушкинская тема. В 1924 году художница исполнила три миниатюрные скульптуры, представляющие персонажей "Бахчисарайского фонтана". В преддверии юбилейных торжеств был создан "Пушкин на прогулке" (1936) — скульптурная миниатюра в строгом белом бисквите вызвала нарекания официальной критики, обвинившей Данько в формализме. Чернильный прибор "Пушкин за работой" (1937) приобрел большую популярность из-за эффектности сюжетного мотива, изысканной пряной росписи.
Во второй половине 1930-х годов Н.Я.Данько получает заказ на 14 барельефов на тему "Искусство народов СССР" для станции московского метрополитена "Площадь Свердлова", спроектированной И.А.Фоминым. Эту работу нельзя отнести к числу удач: белые танцующие фигурки в национальных костюмах малозаметны — прежде всего из-за местоположения и из-за общего цветового решения подземного зала. Дробность и излишняя детализация мешают монументальному назначению другого большого цикла из 24 керамических тондо, исполненных бригадой под руководством Данько для фасада Химкинского речного вокзала в Москве.
Творчество художницы было тесно связано со всеми проблемами советского искусства 1920-30-х годов: с 1919 по 1941 год Данько занимала ответственную должность руководителя скульптурной мастерской Государственного фарфорового завода. Талант и преданность делу жизни определили вхождение художественного наследия Данько в сокровищницу отечественной культуры.
Сестры Данько вместе с матерью остались в осажденном Ленинграде. Они провели в блокадном городе самое трудное время: конец 1941 — начало 1942 года. В феврале их семья была эвакуирована в город Ирбит на Урале, где обосновался фарфоровый завод. Однако перенесенные страдания и лишения исчерпали силы блокадниц — мать и младшая сестра умерли в дороге, Наталия Яковлевна Данько скончалась 18 марта 1942 года в больнице Ирбита, куда в беспамятстве была доставлена с поезда.