12.09.2012

Успенский, Алексей Александрович (1892-1941)

В 1940 году по инициативе скульптора В.И.Мухиной, писателя А.Н.Толстого и ученого-химика Н.Н.Качалова при Ленинградской зеркальной фабрике был открыт небольшой экспериментальный цех. Его задачей было создание новых образцов художественного стекла, а также разработка новых технологических приемов его производства и отделки. Маленький коллектив цеха работал с необычайной энергией и энтузиазмом. Среди ведущих художников был Алексей Александрович Успенский. Коллеги, работавшие с ним, а также знатоки и любители русского художественного стекла чрезвычайно высоко ценили искусство этого мастера. "Это не талант, а талантище. Это график, но он не делает рисунков на стекле. Его интересует стекло как материал и то, что диктует стекло. Он виртуоз в смысле выдувания стекла, он всегда ориентируется на природу стекла, и это его заслуга", — говорила об Успенском В. И. Мухина.

А.А.Успенский родился 18(30) марта 1892 года, погиб во время артобстрела летом 1941 года в Ленинграде.

Художественное образование Успенский получил в Училище технического рисования (бывш. Штиглица), где учился с 1911 по 1917 год. В 1919 он организовал художественную школу в Петрограде и руководил ею до 1924 года. В 1920- 30-е годы Успенский много работал как художник-график для различных газет и журналов, таких как "Бегемот", "Бич", "Смехач" и др.

С 1930 по 1934 год он преподавал в Академии художеств, а в 1933-41 годах — в художественной мастерской института народов Севера в Ленинграде. Однако наибольшую известность Успенскому принесла его деятельность в области художественного стекла.

Большинство произведений из стекла выполнено Успенским в 1940-41 годах. Серебристо-голубой кувшин и две цветочные вазы — опаловая и сиреневая — характерный пример работы художника в технике свободного выдувания. Демонстрируя возможности этого технического приема, автор выявляет красоту свободных, текучих линий, природно свойственных стеклу. Гармоничность формы, естественность силуэта подчеркивают и выбор легких акварельных оттенков прозрачного стекла.

Работая со стеклом, Успенский практически никогда не применяет дополнительных приемов декорирования. Исключение составляют такие работы, как кувшин и серия высоких узких ваз, где стройный силуэт сосудов подчеркнут "венецианской нитью". Еще реже художник использует изобразительные элементы украшения произведений художественного стекла. Пожалуй, единственными образцами рисунка, выполненного Успенским на стеклянных сосудах, могут служить изображения на вазах "Бегуны" и "Быки". В первом случае лаконичное изображение фигурок бегущих юношей нанесено матовой алмазной гранью, рисунок на вазе для фруктов "Быки" сделан в технике гравировки. По краю сосуда, очерченному полосой орнамента, на темно-красном фоне расположены силуэты мерно шагающих быков. Композиция необычайно ритмично выстроена, прекрасно соотнесена с формой предмета.

За недолгое время работы в экспериментальном цехе Успенский создает значительное число произведений, в том числе серию декоративных ваз из бесцветного и подцвеченного стекла, отличающихся редким благородством линий и пропорций.

А.А.Успенский по праву считается одним из реформаторов советского художественного стекла, обозначившим своим творчеством отдельное направление в этом виде искусства. В его произведениях отразилась суть классики как наилучшего выражения идеи красоты и совершенства.

Е.Кучер
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1992 год. М.: Советский художник, 1991.