12.09.2012

Кугач, Юрий Петрович (Род. 1917)

Юрий Петрович Кугач родился 21 марта 1917 года в Суздале Владимирской губернии. В 1920 году, после смерти матери, он переезжает в Петроград, а затем, в 1927-м — в Москву. В 1931 году, сразу по окончании средней школы, Кугач поступает в Московский изотехникум памяти 1905 года. Первое время его наставником в специальности был К.Ф.Морозов, а на старших курсах — известный художник Н.П.Крымов. "Большое счастье учиться у такого талантливого и умного художника, как Николай Петрович Крымов... Он умел "поставить глаз" так же точно, как опытный педагог-музыкант ставил голос", — говорит, вспоминая годы учебы в техникуме, Кугач. В 1936 году он был принят в Московский художественный институт. Кугач учится у СВ.Герасимова и считается одним из самых способных его учеников. Его первой, получившей зрительское признание работой была написанная в 1939 году совместно с В.К.Нечитайло картина "Юбилей сельской учительницы".

В начале Великой Отечественной войны, в июле 1941 года студенты-дипломники были отправлены на строительство оборонительных сооружений в район Смоленска, а оттуда по решению правительства в Среднюю Азию, куда эвакуировался институт. В1942 году в Самарканде Кугач защитил в мастерской С. В. Герасимова дипломную работу "Казнь партизан". Она представляла собой многофигурную, грамотно составленную и профессионально написанную композицию. Картину высоко оценила комиссия, и ее автор был оставлен для учебы в аспирантуре. В последующие годы Кугач занимался педагогической работой, преподавал рисунок сначала на младших курсах, а после получения звания доцента на четвертом и пятом курсах в мастерской П.И.Котова.

В первые послевоенные годы внимание художника привлекает историческая тема, причем его интересует в равной степени как события прошедших веков, так и только окончившейся войны, осознанной как героический момент истории страны. В 1945-46 годах он пишет картины "Войско Дмитрия Донского", "Московская улица XVII века", где несомненно ощущается влияние живописи В. И. Сурикова и особенно А. П. Рябушкина. В процессе работы над этими произведениями Кугач собирает и систематизирует многочисленные архивные материалы, детально изучает быт, традиции, все особенности русской старины.

Великой Отечественной войне посвящена картина " Клятва бойцов" (1947), экспонировавшаяся на Всесоюзной художественной выставке. А на следующей — 1949 года — выставке была представлена композиция "Передовые люди Москвы в Кремле", в написании которой Кугач принимал участие. За создание этого произведения вместе с группой художников он был удостоен Государственной премии СССР.

В 1950-е годы в творчестве художника формируется, чтобы впоследствии стать главной, тема жизни современной деревни. Интересом к жизни простых тружеников отмечены работы "На колхозном огороде" (1951), "Тетя Катя" (1957) и другие. В 1954 году в составе группы московских художников Кугач отправляется в колхозы и на шахты Смоленщины. Под впечатлением этой поездки была создана картина " Колхозные плотники" (1957). В 1960 году на выставке "Советская Россия" художник представляет полотно "Собираются на новоселье", положившее начало большому циклу работ с сюжетами из колхозной жизни ("В субботу", "Перед танцами", "Накануне праздника").

В "деревенских" картинах Кугач наиболее полно выражает свое эстетическое кредо. Стремясь обозначить картину неизменной, всегда существующей жизни народа, он практически никогда не дает конкретных примет времени ни в одежде героев своих произведений, ни в окружающих их предметах. Декларативность этого метода подтверждается словами самого художника: "Мода быстро проходит, а настоящее, истинное, традиционное живет всегда".

Интерес к жизни народа и его месту в истории Отечества всегда сопутствовал творчеству Кугача. Тема героического прошлого России, отразившаяся в работе 1945 года "Войско Дмитрия Донского", была вновь осмыслена художником много лет спустя, в 1980 году. В юбилейный год празднования 600-летия Куликовской битвы художник пишет картину "За землю русскую", отображающую это историческое событие. Однако очевидно изменились смысловые акценты. В картине "За землю русскую" главным героем становится не князь-полководец, как это было в раннем произведении, а народ — ратники ополчения, принявшие на себя главный и самый страшный удар врага.

Главными художественными принципами Кугача всегда были жизненная достоверность и полнота зрительного правдоподобия. Художнику удалось создать свою живописную манеру, свой цветовой ряд. Его работы популярны у зрителя. В 1975 году Ю.П.Кугач был избран действительным членом Академии художеств СССР, в 1977-м ему присвоено звание народного художника СССР.

Е.Кучер
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1992 год. М.: Советский художник, 1991.