Виже-Лебрен, Элизабет Луиз (1755-1842)
Э.Л.Виже-Лебрен принадлежит к числу самых популярных художников своего времени. Она преуспела в жанре живописи, который во Франции всегда ценился очень высоко. Портреты кисти Виже-Лебрен, особенно портреты женщин и детей, получили признание современников, ее слава перешла и в 19 век. Правда, в 20 веке, когда критерии вкуса изменились, к портретам Виже-Лебрен, так же как к картинам Ж. — Б.Греза, стали относиться более критически, обвиняя художников в излишней сентиментальности и однообразии. Такая оценка живописи Виже-Лебрен представляется несправедливой, она во многом основана не на ее подлинных произведениях, а на многочисленных повторениях или картинах эпигонов. В лучших своих портретах, созданных в 1780-е годы, Виже-Лебрен достойно продолжает традицию французского портрета 17 -18 веков. Несомненный интерес представляет и личность художницы, чье искусство в равной степени достойно внимания как социальный феномен.
Э.Л.Виже-Лебрен родилась в Париже в семье художника-портретиста. Ее отец был малозначительным мастером, но он сумел привить дочери любовь к живописи. Виже-Лебрен была с детства наделена большой силой воли и редкой работоспособностью. Она много копировала как работы старых мастеров, так и картины современных художников, что позволило ей самостоятельно достичь высокого профессионального мастерства, минуя традиционную систему обучения в Академии художеств, куда она как женщина не могла быть допущена. На протяжении всей своей долгой карьеры Виже-Лебрен постоянно стремилась к самоутверждению, добиваясь как профессионального признания наравне с художниками-мужчинами, так и финансовой независимости.
Уже в возрасте 19 лет Виже-Лебрен приняли в Академию Св. Луки, профессионального объединения художников, существовавшего в Париже одновременно с Королевской Академией. В 1775 году она вышла замуж за Ж. — Б. — П.Лебрена, игравшего немаловажную роль в эволюции вкуса и собирательства во Франции последней четверти 18 века. Он был художником, реставратором, критиком и торговцем картинами. Через его руки проходило множество произведений художников разных стран, так что у Виже-Лебрен была возможность познакомиться не только с французской, но и с голландской и фламандской школами живописи, приобретшими в те годы популярность во Франции.
В доме Виже-Лебрен был один из самых популярных в Париже салонов. Она отличалась живым и общительным характером, наконец была просто очаровательная молодая женщина. Так же как знаменитые актрисы той эпохи, портреты которых она часто писала, Виже-Лебрен входила в высшее аристократическое общество. Этому во многом способствовало то, что она стала любимой художницей королевы Марии-Антуанетты. Первый портрет королевы она исполнила в 1778 году. Особую известность Виже-Лебрен принес портрет Марии-Антуанетты с детьми 1787 года (Версаль, музей), в котором она предстает одновременно и величавой монархиней, и добродетельной матерью, давая своим подданным достойный пример для подражания. Благодаря королевской протекции, в 1783 году Виже-Лебрен принимают в члены Королевской Академии художеств.
В 1780-е годы Виже-Лебрен работает чрезвычайно интенсивно, между 1783-89 годами она выставила в Салоне более 40 портретов и исторических композиций. Произведения Виже-Лебрен не отличались особой психологической глубиной, но она легко схватывала сходство, знала, как в меру польстить своим моделям и сгладить их внешние недостатки, понимала толк в изысканных костюмах и драпировках, умела выбрать эффектную, а порой пикантную позу. Словом, искусство и личность Виже-Лебрен в полной мере соответствовали типу придворного художника, который получил яркое развитие во французской школе живописи.
Женщины на портретах кисти Виже-Лебрен всегда привлекательны. В их облике она подчеркивает прежде всего черты женственности: это и кокетство, как во многих автопортретах (например, в автопортрете 1782 года из частного собрания в Швейцарии), и томная нежность, как в портрете графини Скавронской (Париж, музей Жакмар-Андре), открытая чувственность в портрете Эммы Харт в виде Ариадны (США, частное собрание) или игривость и задор в портрете графини А.Потоцкой (США, Форт Уорт, музей Кимбелл). Искусство Виже-Лебрен полно жизнерадостного оптимизма, героини ее портретов неизменно довольны жизнью и собой, недаром они почти всегда улыбаются. Безмятежная, счастливая улыбка является своеобразным лейтмотивом портретов Виже-Лебрен.
В 1780-е годы художнице особенно удавались портреты детей. Может быть, потому что в 1780 году она сама стала матерью, образы детей в ее картинах полны очарования и прелести. К числу лучших детских портретов в искусстве 18 века принадлежит портрет дочери Жюли (1787, Париж, собрание М.Давид Вейль), на котором девочка смотрится в зеркало, так что мы можем видеть задумчивое личико и в профиль, и в фас. Мужские портреты, созданные Виже-Лебрен, пожалуй, менее выразительны. Однако и среди них можно выделить ряд запоминающихся образов, в особенности полные искренней симпатии портреты художников Ж.Верне (1778) и Г.Робера (1788; оба — Париж, Лувр).
В конце 1780-х годов успех Виже-Лебрен неожиданно повернулся обратной стороной: по мере развития во Франции революционных событий герои ее портретов становятся все более непопулярными. Имя Виже-Лебрен было столь тесно связано с окружением Марии-Антуанетты и высшей аристократией, что в 1789 году, опасаясь за собственную безопасность, художница вынуждена была покинуть пределы Франции.
Начался новый период биографии Виже-Лебрен, продолжавшийся 12 лет, — период скитаний по разным странам Европы. Художница работала в Италии, Австрии, Германии, наконец, в России. Она становится членом нескольких европейских Академий, пользуется благосклонным вниманием монархов. Пожалуй, Виже-Лебрен сумела извлечь пользу из своего изгнания. Где бы она ни путешествовала, ее повсюду встречали как знаменитость, она становилась властительницей вкусов, законодательницей моды и манеры поведения.
Особую роль в искусстве и биографии Виже-Лебрен сыграло ее пребывание в России, где она провела 6 лет (с 1795 по 1801), сначала в Петербурге, затем в Москве. За это время она успела искренне полюбить страну, о чем написала в своих мемуарах. У нее появилось множество друзей в среде образованной русской аристократии. Виже-Лебрен особенно сблизилась с семейством Строгановых, славившихся как покровители изящных искусств, а также с графиней Екатериной Долгорукой. В составленном ею самой списке работ, которые были написаны в России, значатся 44 портрета. Однако, по мнению ряда современных исследователей, их было значительно больше (по-видимому, около 67).
Портреты, исполненные Виже-Лебрен в России, привлекают значительно большей простотой, задушевностью и отсутствием манерности, присущей ряду ее портретов французского периода. Модели портретов держатся естественно, в них, как правило, нет нарочитого позирования. Необычайно привлекателен, полон искренности и чистосердечия образ графини Т.В.Юсуповой, жены знаменитого мецената Н.Б.Юсупова (США, частное собрание), которая изображена на фоне паркового пейзажа. В портрете графини В.Н.Головиной (Бирмингем, университет) Виже-Лебрен удачно использует эффект света, который падает под углом слева направо, ярко освещая лицо модели и придавая остроту композиции портрета.
После возвращения во Францию в 1801 году Виже-Лебрен продолжает писать портреты, а также работает над мемуарами, в которых содержится много интересных фактов, повествующих о взаимоотношениях художницы и ее заказчиков.
В воспоминаниях она часто говорит о той радости, которую доставляло ей искусство живописи: "Все, что я пережила, убеждает меня в том, что мое единственное счастье заключено в живописи". И эти слова могут служить прекрасным эпилогом к жизни и творчеству художницы.