12.09.2012

Мульчер, Ханс (Ок. 1400-1467)

Вторую треть 15 века в немецком искусстве исследователи до недавнего времени считали "темным временем", оставляя за ней малосамостоятельную роль переходного периода. Но именно в эти годы создается новый тип алтаря — складень, прекрасное создание немецкой скульптуры. Алтарь-складень, самостоятельное и неповторимое явление, оказал огромное влияние на сложение национальной школы скульптуры в Германии. Камень постепенно уступает место дереву, что приводит к изменению характера обработки материала и в конечном счете к изменению образного строя скульптурных произведений. Этот период в истории немецкого искусства тесно связан с именем Ханса Мульчера.

Как художник Ханс Мульчер вышел из франко-нидерландского круга. Учился он в Нидерландах, затем вернулся в родную Швабию и в 1427 году стал полноправным гражданином одного из богатейших городов Южной Германии — Ульма. В Ульме Ханс Мульчер прожил сорок лет, пользуясь всеми благами независимости и богатства. Он не принадлежал ни к одному из городских цехов. Возможно, в этой самостоятельности секрет его новаторства. Его заказчиками были представители аристократии, богатых городских общин. К моменту начала работы в Ульме молодой художник прошел самую передовую для того времени школу в нидерландских и нижнерейнских мастерских. Мульчер сделал многое для того, чтобы новые и чуждые формы и образы стали для искусства Германии органичными, своими. Он начинал работать в камне (франко-нидерландская традиция), но вскоре обратился к резьбе по дереву, более современной и отвечающей творческим намерениям мастера технике. Самые ранние работы Мульчера еще обладали чертами поздней готики, "мягкого стиля", но постепенно он перешел к более современной "жесткой" манере.

К сожалению, самые значительные работы художника погибли или дошли до нас во фрагментарном состоянии. Одной из первых работ, сделанных Мульчером в Ульме, были украшенные статуями парадные окна ратуши. Мульчеру принадлежал общий замысел и некоторые из скульптур. В работе ему помогали несколько мастеров. Главные восточные окна ратуши украшают созданные самим Мульчером статуи Карла Великого и оруженосцев. Статуя Карла, центральной фигуры ансамбля, выделяется фронтальным положением, торжественностью позы, массивностью. Неподвижность и пластическая мощь подчеркивают значительность образа.

К ранним работам Мульчера относится также "Христос-страдалец" на западном портале собора в Ульме, относящийся к 1429 году. Скульптор придает образу Христа огромную внутреннюю силу и мощь. Некрасивое, изможденное, жилистое тело Христа, покрытое кровоточащими ранами, одухотворенное лицо с широко раскрытыми глазами не имеют ничего общего с изысканным и очень внешним искусством "мягкого стиля".

От следующей большой работы Мульчера — Ландсбергского алтаря (1437) остались только статуя Марии с младенцем и створки, украшенные живописью. Алтарь был посвящен деве Марии, ее фигура помещалась в центре несохранившегося короба. На внутренней (праздничной) стороне складня были изображены сцены из жизни Богоматери, а внешняя (будничная) содержала историю Страстей Христа. Ландсбергская Мария величественна и монументальна, на голове ее красуется роскошная корона, поза торжественна. Но при этом она все еще напоминает "прекрасных Марий" поздней готики, так же как сидящий у нее на руках шаловливый младенец напоминает своих собратьев предыдущего времени — "мягкого стиля". Черты искусства поздней готики органично сливаются с чертами нового искусства, создавая чрезвычайно живой образ. Живопись фигур на створках Ландсбергского алтаря поражает своей грубостью по контрасту с тонкой проработкой скульптуры. Все же, по-видимому, и то и другое — работа одного мастера, Ханса Мульчера. Как живописец он испытал сильное влияние ранних нидерландцев, что проявилось в стремлении к выразительности лиц и жестов, некоторой гротескности в трактовке фигур.

По всей вероятности, до нас не дошли большие работы Ханса Мульчера следующего периода, 1440-50-х годов, так как иначе трудно объяснить их отсутствие на протяжении двадцати лет. К 1456-59 годам относится последняя из сохранившихся крупная работа Мульчера — алтарь из Штерцинга (Южный Тироль). Художник изготовил его в Ульме, затем в разобранном виде алтарь был доставлен на место и установлен в местной приходской церкви. То, что заказчики, имея собственных мастеров, предпочли обратиться к Хансу Мульчеру, говорит о его ширящейся славе. Алтарь в Штерцинге сохранился не полностью, но все же в большей степени, чем остальные работы мастера. Общая его высота достигала (судя по реконструкциям) 12-13 метров. Алтарь-складень такого огромного размера впервые встречается в немецком искусстве 15 века. Композиция включала в себя скульптуры и живописные изображения на створках. Алтарь стоял свободно в пространстве собора и имел круговой обход. Он также был посвящен Марии, ее статуя и здесь располагалась в центре. Как и в Ландсбергском алтаре, цикл внутренних створок был расписан сценами из жизни Марии, а внешние створки повествовали о Страстях Христа. Но кроме черт сходства между этими работами, которые разделяют двадцать лет, есть существенные различия. Получают развитие те черты, которые раньше лишь намечались. Гигантские размеры Штерцингского алтаря поражают воображение. Устремленность вверх сразу выделяет его среди одновременных ему алтарей. Горизонтальность ранних работ Мульчера уступает место отчетливо выраженной вертикальности его последней работы. Мадонна из Штерцинга более изящна и стройна, ее фигура тщательнее проработана, черты лица мягче, чем у Марии Ландсбергского алтаря. В этом памятнике руке Мульчера принадлежат статуи первого плана; второстепенные фигуры и роспись створок, по-видимому, работа мастерской.

Произведения Мульчера оказали огромное влияние на многих мастеров Южной Германии. Мульчер вошел в историю искусства как реформатор и создатель гигантского многофигурного алтаря-складня. Отныне этот тип алтаря стал господствующим в Германии. Алтари мульчеровского типа — это сложные архитектурно-скульптурные сооружения, снабженные живописными створками. Художник вернул искусству серьезное звучание, образам — значительность и монументальность, противопоставляя эти черты претенциозности созданий эпигонов "мягкого стиля". Обостренный интерес к реальности, доходящий порой до натурализма, подчеркнутая характерность образов, мощная светотеневая лепка фигур — все это делает Ханса Мульчера предшественником немецкого Возрождения.

Е.Либман
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1992 год. М.: Советский художник, 1991.