12.09.2012

Бокусай (?-1492)

Кисти японского художника Бокусая принадлежит немного дошедших до наших дней картин, но среди них находится бесспорно самый значительный по своей выразительности портрет во всей истории японской классической живописи. Это портрет дзэнского монаха Иккю Содзюна, крупнейшего деятеля японской духовной культуры 15 века и учителя Бокусая. Пожалуй, главным образом Бокусай и вошел в историю национальной культуры как приближенный к Иккю человек — ученик, биограф, художник. Впрочем, учеников у Иккю было много, среди них были и художники, но наиболее полно и художественно выразительно передать в искусстве неконвенциональный дух Иккю удалось именно Бокусаю.

Бокусая знают в первую очередь как автора портрета Иккю и как жизнеописателя последнего. И есть горькая историческая закономерность в том, что обстоятельства жизни самого биографа остались для потомков практически неизвестными. Неизвестны ни год, ни место рождения, ни происхождение художника, хотя по поводу как первого, так и второго и третьего существует множество домыслов и допущений. Так, на основании упоминания о себе как о семидесятилетнем старце в стихотворении, написанном за год до смерти, можно заключить, что родился Бокусай в 1421 году. Однако не менее вероятным представляется, что "семь десятков лет" в стихотворении есть не более как поэтическая вольность. В пользу этого говорит факт (тоже, впрочем, не абсолютно доказуемый) наличия у Бокусая в 1428 году сына-подростка. Но сколько бы ни было лет мальчику в то время, в самом факте наличия ребенка сомневаться не приходится, поскольку вслед за своим учителем дзэнский монах Бокусай не избегал общения с женщинами, видя в этом следование человеческому естеству — той самой одухотворяющей прозаическую повседневность естественности, которая составляет особенность религиозной практики дзэн-буддизма.

Есть предположение, что Бокусай происходил из самурайского рода и настоящее его имя было Мацурин Дзёто. Монашеское же его прозвище Бокусай буквально означает "Келья Туши", или "Очищение Тушью", что одновременно намекает на его занятия живописью и религиозное содержание его искусства. Кстати,иероглиф "сай" ("священный", "очищение", "келья") содержится во многих именах японских художников вплоть до Хокусая. Кроме того, в большинстве японских работ об искусстве Бокусая смешивают с другим малоизвестным художником, жившим в те же годы и также являвшимся учеником Иккю. Пейзажи этого загадочного мастера, о котором практически ничего не известно, кроме фигурирующего в картинах имени Боккэй, весьма похожи по стилистическим особенностям на произведения самого Бокусая. Похожи и имена — Боккэй означает "Ущелье Туши". По поводу Боккэя Иккю написал следующее стихотворение:

Кто может сравниться с Боккэем

в искусстве живописания тушью?

Одни лишь капли воды, но итоги

столь же блестящи, что у патриархов...

Пейзажи Боккэя, как и несколько подписных работ Бокусая, отличает предельно обобщенная трактовка конкретных мотивов природы. Собственно, в монохромных пейзажах тушью дзэнских художников — и Бокусай-Боккэй этому наиболее типическое подтверждение — образы природы сведены до знака природы, а высокая степень абстракции конкретных феноменов делает эти картины символическими "картинами сердца" или экспрессивно трактованными инвариантными моделями мироздания. Манера исполнения пейзажей Бокусая носит в японской истории искусства название "хабоку", что приблизительно может быть переведено как "расплесканная тушь". Все предметные формы в картине лишены четких контуров, но отсутствует также свойственная живописи светотеневая моделировка и композиционная разработка пространственных планов. Вместо этого все изображенное трактуется предельно суммарно при помощи кажущейся беспорядочной системы штрихов и мазков различной интенсивности и тональных оттенков туши. Горы, деревья, домики и человеческие фигурки настолько условны, что часто вне контекста всей композиции и не воспринимаются как изображение неких предметных природных форм. Пейзажи в стиле хабоку Бокусая похожи своей спонтанностью, грубоватой энергией кисти и интенсивностью разлитой краски на композиции художников абстрактного экспрессионизма. Кроме немногих пейзажных свитков, кисти Бокусая принадлежат расписные фусума, то есть раздвижные двери, в мемориальном храме Синдзюан, который находится в комплексе крупнейшего в Киото монастыря дзэнской школы — Дайтокудзи. В этом же храме, посвященном Иккю, имеется алтарный образ — деревянная статуя учителя. Согласно внутренней монастырской традиции, ее изваял Бокусай. Статуя эта более традиционна, нежели его пейзажи, она выполнена в духе мемориальной буддийской пластики, для которой были характерны приверженность к аскетической строгости выражения и величавой сдержанности позы и мимики портретируемого. Изваяние Иккю обладает статусом сакрального предмета — монахи обряжают его сообразно сезону в одеяния буддийского иерарха и ежеутренне ставят перед ним приношения в виде пищи и курящихся благовоний.

В художественном плане значительно более интересной, чем деревянная статуя, является другая работа Бокусая, посвященная Иккю, — знаменитый портрет, хранящийся ныне в Национальном художественном музее в Токио и имеющий статус национального сокровища. Японская классическая живопись вообще не знает развитого искусства портрета, сопоставимого по жанровой разработке и художественным достижениям с пейзажными картинами. Выражение душевного мира человека или взгляд на человека извне как на целостный духовный микрокосм — все это достигалось не прямым изображением человеческого лица, а опосредованно, через одухотворенный пейзаж, или макрокосм, коему человек был изоморфен. Поэтому портрет Иккю кисти Бокусая выглядит явлением вполне уникальным на фоне японской портретной живописи. По степени своей психологической выразительности он не уступает лучшим европейским образцам. Недаром на Западе этот свиток называют портретом японского Ван Гога. Лицо в три четверти и скошенный прямо на зрителя острый взгляд Иккю сообщают композиции динамичность и напряженность разнонаправленного движения. Пристальный, обращенный на предстоящего взгляд магнетизирует зрителя, что в терминологии дзэнской традиции именуется "истечением духа мастера".

Это истечение духа дзэнского учителя верный Бокусай фиксировал всеми доступными ему средствами — собирая и записывая стихи Иккю, из которых сложилась антология "Кёунсю", или "Собрание стихов монаха Безумное облако". Кроме того, Бокусай передавал идеи Дзэн — в соответствии со стремлением Иккю сделать их доступными и привлекательными для самых широких и не искушенных в философии масс — посредством создания особой художественно-игровой атмосферы чайного действа. Наряду с другим учеником Иккю — Мурата Сюко — он принимал активное участие в формировании эстетики чайной церемонии, которая окончательно сложилась примерно через сто лет благодаря деятельности крупнейшего мастера Сэн-но Рикю. Бокусай известен тем, что разработал тип специальных чаш для чайной церемонии — так называемые "тэммоку", или "небесный глаз". Это был первый специфически японский тип чайной керамики, которым ученики Иккю заменили китайские фарфоровые сосуды, менее подходившие для дзэнски ориентированного эстетического действа. Самые старые из сохранившихся доныне чаши тэммоку имеют печать Бокусая. Эти изделия отличаются толстыми стенками, неровной формой и следами прикосновения пальцев мастера. Глина покрыта черной, масляно-тускло поблескивающей глазурью, которая контрастирует с позолотой, нанесенной внутри.

Последние годы жизни Бокусай посвятил возведению мемориального храма почившего учителя — Синдзюан, "Обитель Истинной Драгоценности". Перед этим он построил в окрестностях столицы другое убежище, которое было названо "Храм Отплаты за Благодеяние" (Сюонъан). Синдзюан был торжественно открыт в апреле 1491 года, а через год его первый настоятель почил от трудов по увековечиванию памяти учителя и был похоронен в саду храма.

Евг.Штейнер
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1992 год. М.: Советский художник, 1991.