12.09.2012

Терборх, Герард (1617-1681)

17 столетие принято называть "золотым веком" живописи. Тогда сформировались и пережили свой расцвет многие национальные живописные школы. Одной из них была школа Голландии. И, быть может, ни в одной стране Западной Европы в то столетие не было такого количества талантливых художников, как здесь. Большинство голландских живописцев той эпохи принято называть "малыми голландцами", так как они писали картины в основном небольшого размера на "малые", то есть простые, взятые из обыденной жизни, сюжеты. К замечательной плеяде "малых голландцев" относится Герард Терборх — один из самых прославленных мастеров бытового жанра.

Герард Терборх родился в городке Зволле в состоятельной бюргерской семье. Семья не была чужда искусству. Отец будущего живописца, сборщик налогов, имел классическое образование и обучался рисунку и живописи. Художниками стали младший брат и сестра Герарда. Сам Герард проявил склонность к занятиям искусством рано: сохранились рисунки, выполненные им в восьмилетнем возрасте. Учился он у отца, а также у Хендрика Аверкампа, замечательного художника, одного из родоначальников голландского бытового жанра и пейзажа.

Пятнадцатилетним юношей Терборх начинает путешествовать. Он едет в Амстердам, потом — в Харлем. Талант Терборха развивался стремительно: уже в Харлеме, где он прожил с шестнадцати до восемнадцати лет, он стал известным мастером бытового жанра. В те времена Терборх особенно охотно писал сцены из жизни военных — так называемые "Караульни". "Караульни" писали и предшественники Терборха. Однако произведения молодого живописца на эту тему отмечены привлекательными и составляющими его персональную творческую особенность чертами: мастерским построением композиции, тонкостью живописной фактуры и, наконец, мечтательным, созерцательным отношением к изображаемому миру.

Известно, что Терборх побывал в Англии, Германии, Италии. Находясь в Риме, он исполнил портрет Яна Сикса, впоследствии ставшего моделью одного из знаменитейших портретов Рембрандта. Но особенно важную роль в творчестве Терборха сыграла его поездка в Испанию. Там голландский мастер познакомился с творчеством Веласкеса. Под обаянием искусства великого испанца написан целый ряд произведений Терборха. Например, в "Женском портрете" о влиянии Веласкеса свидетельствуют и изображение портретируемой в полный рост, и лаконичность окружения, и сдержанный и вместе с тем изысканный колорит, состоящий из черного, серого и белого, и, наконец, то, что бытовой, в сущности, картине Терборх придал своеобразный "портретный" вид.

Незаурядный дар портретиста, которым Терборх был наделен, с особой полнотой сказался в картине "Мюнстерский мир". Произведение посвящено важному историческому событию — миру, заключенному в 1648 году между Испанией и Голландией. В центре картины изображены — испанские и голландские послы, читающие текст мирного договора и дающие клятву его соблюдать. Их окружает многочисленная группа голландцев (слева) и испанцев (справа). В 17 веке на подобные сюжеты было принято писать аллегории, прославляющие одного или небольшую группу героев. Картина же Терборха поразительно многолюдна: небольшое по размерам полотно вместило около восьмидесяти фигур. Групповой портрет превращен живописцем в массовую сцену. Вместе с тем мастеру удалось дать немало метких индивидуальных характеристик.

Терборх редко ставил даты на своих произведениях. Только в 20 веке историкам искусства удалось выявить его творческую эволюцию. В молодости Терборх охотно писал картины демократические по содержанию ("Семья точильщика", "Деревенский почтарь"). Он изображал людей из низов в скромной будничной обстановке, занятых самыми прозаическими делами. Однако мягкая кисть живописца, его плавный, гибкий рисунок неизменно сообщают сцене особый поэтический оттенок, а нередко и придают налет легкой меланхолии.

Свои картины Терборх, как правило, строит на сложных, почти неуловимых нюансах, недосказанностях. Сюжетного заострения рассказа он избегает. В картине "Вокал лимонада" юный кавалер (Терборх писал его со своего брата Мозеса) предлагает несколько настороженно смотрящей на него молодой даме бокал. Однако очевидно, что главное для живописца здесь — не действие, но духовные связи между людьми, тонкая и сложная игра чувств.

В зрелый и поздний период искусство Терборха развивается в нескольких направлениях. Во-первых, он продолжает военную тематику ("Офицер, читающий письмо"). Во-вторых, мастер пишет картины, в которых изображается будничная жизнь голландского бюргерского дома ("Урок чтения", "Пряха"). В подобных произведениях у Терборха несколько постоянных любимых героев. Особенно часто он изображает немолодую, довольно некрасивую, но, несомненно, очень хозяйственную женщину. С замечательным мастерством Тер-борх передает естественность ее жестов, когда она чистит яблоко или шьет. Возле нее нередко находится мальчик. Сохранилось даже его имя — Ян Фобус.

И, наконец, это "светский" жанр, которым Терборх, пожалуй, особенно знаменит. В этой группе произведений художник Изображает дам и кавалеров, которые музицируют, пишут или читают письма. Именно здесь во всем блеске раскрывается художественное мастерство Терборха. Он добивается особой тонкости и изысканности красочных сочетаний, с большой любовью пишет дорогие ткани, прежде всего — блестящий атлас. Терборх всегда немногословен. Свет (причем конкретный источник освещения — окно, дверь — не показывается никогда) выделяет лишь самое главное, прочее же погружается в тень. Изображая играющих на лютне, виолончели, спинете, живописец точно схватывает позы, движения музыкантов, часто не показывая их лиц. Мы никогда не увидим в картинах Терборха бурных эмоций. Его герои сдержанны, неизменно соблюдают дистанцию между собой и зрителем. Порой кажется, что за происходящим скрыт некий глубокий, недоступный для стороннего наблюдателя смысл. Аристократическая сдержанность, налет загадочности в сочетании с мастерским построением композиции и изысканной и сложной красочной гаммой составляют неповторимое очарование полотен Терборха.

О.Сугробова
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1992 год. М.: Советский художник, 1991.