Брэнгвин, Фрэнк (1867-1956)
Фрэнк Брэнгвин родился в 1867 году в бельгийском городе Брюгге, где его отец владел фабрикой ковров. В 1877 году семья переехала в Англию. Здесь Брэнгвин получил художественное образование, в том числе три года учился в мастерской Уильяма Морриса, известного теоретика и реформатора искусства. Затем он совершил несколько поездок на Восток. Впечатления от этих поездок, так же как и детские воспоминания о пестрых коврах отцовской мануфактуры, чувствуются в живописных произведениях художника, яркие, сочные красочные пятна которых напоминают многоцветие восточных тканей (картины "Рынок", 1893, Москва, ГМИИ им. А. С. Пушкина; "Милосердие", 1890, Ленинград, Государственный Эрмитаж; "Туалет", 1912, Дичлинг, собрание семьи художника, и другие).
Брэнгвин прожил долгую жизнь. Он работал в живописи, в том числе создавал монументально-декоративные произведения ("Современная коммерция", Лондон, здание Биржи; панно для украшения английского павильона на международной выставке 1905 года в Венеции), много сил отдал графике — офорту, литографии, гравюре на дереве. В графическом наследии художника станковые произведения соседствуют с плакатами (серия 1914-18 годов, посвященная первой мировой войне) и книжными иллюстрациями (цикл работ для издания арабских сказок). Но, пожалуй, наиболее весомым вкладом в искусство 20 века стало офортное творчество Брэнгвина 1900-20-х годов.
Первые офорты Брэнгвина, привлекшие внимание художественной общественности, появились на выставке 1903 года. По сравнению с распространенным в то время камерным офортом, изящно и тонко рисующим пейзажи и сцены повседневной жизни с расчетом на изысканный вкус знатока-любителя, работы Брэнгвина поражали своими размерами. Они как будто изначально предназначались для восприятия с расстояния, были исполнены сильными контрастами черного и белого, их легко можно было представить себе украшением стены. Такой монументальный размах в офорте того времени был совершенно необычен и в пейзажных листах ("Деревья", "Ворота в Ассизи", оба — 1903; серия "Виды Мессины после землетрясения", 1910) приводит на память гравюры Пиранези. Кроме того, новизной поражали сюжеты произведений. В офортах художника громоздятся стальные конструкции, тянутся ввысь подъемные краны, клубы дыма вырываются из труб под сводами вокзалов и дебаркадеров ("Постройка музея Виктории и Альберта", 1904; "Вокзал Кэннон-Стрит", 1911; "Постройка корабля", 1912). Пафос рождения индустриальной цивилизации, созидания нового мира из стали и железа, лишенного гуманистической цельности и гармонии традиционной культуры, заключают в себе листы Брэнгвина. Среди каменных и металлических громад люди, чьими усилиями они возведены, кажутся крошечными; их фигурки обрисованы резко и угловато и сходны между собой. Но в иных гравюрах фигуры рабочих выдвигаются на первый план, весь лист заполняют характерные типы людей тяжелого физического труда — образы, таящие в себе признаки огромной, до поры подавленной силы ("Бурлаки", 1906; "Кузнецы", 1907; "Пильщики", "Дубильщики").
Под стать изображению современного мира новизной отмечены и сами приемы офортной техники Брэнгвина. Художник работает резкой, даже грубой линией, глубоко протравливает рисунок. Этот прием, как и некоторые другие, Брэнгвин почерпнул в поздних офортах Рембрандта, творчество которого внимательно изучал. Расширяя живописные возможности офорта, Брэнгвин стал широко применять прием затягивания тоном поверхности гравировальной доски при покрытии краской для печатания, что позволяло обогатить рисунок, выполненный открытым штрихом, симфонией густых сплошных пятен. Дар Брэнгвина-живописца проявляется не только в приемах, вносящих обобщенную мягкость в контрастную черно-белую композицию или развивающих градации постепенных переходов светотени, но и в стремлении насытить гравюру цветом. Он вводит в свои работы тон сепии или использует бумагу разных цветов, а также сочетает чистый офорт с цветной акватинтой ("Канал в Венеции", 1910; "Вид Барнард-Касл", "Леса").
Еще одним новшеством творческого метода Брэнгвина было офортирование прямо на натуре. В целом ряде случаев не только рисунок нанесен на доску, но и сам процесс травления проведен художником на месте, что позволяло без посредничества зарисовок, сразу же поправлять изображение по натурному впечатлению. Так выполнены листы "Ворота фермы", "Кафе в Монтрейле" (оба — 1907), "Баржив Ныопорте близ Остенде" (1908), "Улочка в Неаполе" (1911) и многие другие.
В офортном творчестве Брэнгвина выделяются два периода. Листы, созданные до 1912 года, представляют первые, полные исканий опыты художника в выражении волновавших его замыслов. Офорты после 1912 года характеризуют эпоху его творческой зрелости и расцвета. То, что было достигнуто в предыдущем периоде, выражается теперь художником с большим совершенством и полнотой. Лучшие работы Брэнгвина конца 1910-х — 1920-х годов объединяют всю сложность замыслов мастера, в них как бы полный голос обретают красота и звучность контрастов, богатые градации пятен с их обобщенной простотой и уверенностью техники, но также и напряженная, почти трагическая выразительность. К наиболее значительным листам этого времени относятся офорты "Интерьер церкви в Эрве", "Конец корабля "Британия"", "Мост Понте-Ротто в Риме", "Тауэрский мост в Лондоне".
Наследие художника включает около трехсот офортов. В 1925 году Брэнгвин подарил полную коллекцию своих произведений, включая и редкие, пробные оттиски, Гравюрному кабинету московского Музея изящных искусств (ныне — ГМИИ им. А. С. Пушкина), где они хранятся и в настоящее время. Благодаря этому дару советский зритель имеет возможность составить полное представление об искусстве английского мастера.
В творчестве Фрэнка Брэнгвина выковывался язык офорта 20 века, отмеченного широтой стиля, монументальностью, яркостью контрастов и силой впечатления. Следы его влияния чувствуются в искусстве многих офортистов того времени, редкий график не почерпнул обновляющих приемов в его творчестве.