12.09.2012

Тенишева, Мария Клавдиевна (1867-1928)

Мария Клавдиевна Тенишева справедливо может считаться одной из наиболее незаурядных женщин той эпохи, которую принято называть серебряным веком русского искусства. "Широко образованная, властолюбивая, с большими запросами и безусловно с искренней любовью к искусству, она была не только выдающейся меценаткой, субсидирующей лучший художественный журнал "Мир искусства", собиравшей картины русских художников и иностранных мастеров, помогавшей щедро художникам, но и крупной общественной деятельницей, и кроме того серьезной работницей в искусстве" — так охарактеризовал ее художник и собиратель князь Сергей Шербатов.

М.К.Тенишева (урожденная Пятковская) была богато одаренной натурой. От природы у нее был прекрасный голос. Закончив вокальную школу знаменитой Маркези в Париже, молодая Мария Николаева (носившая тогда фамилию первого мужа) могла бы при желании сделаться профессиональной певицей, настолько велико было ее мастерство. Второй, не менее сильной ее привязанностью было изобразительное искусство. Она занималась, правда совсем недолго, в Петербургском училище технического рисования барона Штиглица, а живя в Париже, посещала популярную академию Жюлиана, где ее наставниками были модные салонные живописцы Бенжамен Констан и Жан-Поль Лоране.

Кроме всего, княгиня была страстной собирательницей. В отличие от большинства любителей изящного, Тенишева собирала не живопись, а акварель и рисунок, которые в то время не были предметом особенной страсти русских коллекционеров. Однако Тенишева шла собственным путем, желая осуществить поставленную перед собой задачу "собрать лучших представителей акварельной живописи и представить историю ее в возможно полном виде". Решению ее немало помог Александр Бенуа. Начинающий художник, будущий историк искусства и критик, Бенуа получил от Тенишевой крайне необходимую ему финансовую помощь, "в обмен" на которую занялся разбором, систематизацией и в первую очередь пополнением ее собрания. В 1897 году тенишевская коллекция, насчитывавшая чуть меньше тысячи номеров, была экспонирована в Обществе поощрения художеств в Петербурге. Вслед за успешно прошедшей выставкой русская часть собрания была подарена владелицей только что открывшемуся Русскому музею Александра III.

Благотворительность и меценатство — эти характерные для многих представителей прогрессивно мыслящей части русского общества черты — были свойственны княгине М.К.Тенишевой, обладавшей (благодаря мужу — крупному промышленнику) огромным состоянием. В 1890-е годы на собственные средства ею были открыты начальная рисовальная школа в Смоленске и школа в Петербурге. Петербургскую рисовальную школу часто называли "Тенишевской мастерской Репина". Школа-мастерская, в которой преподавал знаменитый художник, просуществовала почти десять лет. В ней получили первые художественные навыки многие интересные мастера, в том числе и замечательный русский график И.С.Билибин.

Хотя княгиня Тенишева неоднократно признавалась в том что современное искусство оставляет ее равнодушной, ею немало было сделано для его популяризации. Вместе с Саввой Ивановичем Мамонтовым она материально поддержала предпринятое Сергеем Дягилевым издание нового журнала "Мир искусства". Обоим подвижникам отечественного искусства импонировало желание "доказать, что русское искусство свежо, оригинально и может внести много нового в историю искусств", что и отстаивали на страницах журнала члены кружка петербургских художников, во главе которых стояли Александр Бенуа и Сергей Дягилев. Покровительство молодым художникам навлекло на Тенишеву немало упреков; карикатуристы не раз изображали ее в различных (часто малосимпатичных) видах, а особенно рьяные критики даже удостоили ее звания "матери русского декадентства". Однако близость с мирискусниками длилась недолго. Возникшие разногласия заставили Марию Клавдиевну порвать с Дягилевым и снять свое имя с обложки журнала, субсидирование которого ею было полностью прекращено.

Отход от журнала совпал с изменением собирательских и художественных пристрастий Тенишевой. Русская старина и народное творчество окончательно сделались предметом наиболее пристального ее интереса. Тенишева покидает столицу и прочно обустраивается в собственном имении, купленном еще в 1893 году у своей ближайшей подруги и наставницы Е.К.Святополк-Четвертинской. Лежащее в 17 километрах от древнего Смоленска Талашкино, так же как некогда подмосковное мамонтовское Абрамцево, становится благодаря усилиям новой владелицы центром возрождения народных промыслов и создания нового русского стиля. "Такие уголки, как Талашкино, — написал часто бывавший там Н.К.Рерих, — настоящие устои национального развития мысли и искусства; сколько самобытности они могут пролить на обедневший ее народ русский".

В тенишевском Талашкине заново рождались забытые крестьянские ремесла, обновлялся древний художественный язык. Все приспосабливалось к быту, к запросам современной жизни. Это отвечало принципам самой Тенишевой, которую, по ее собственному признанию, "любовь к красоте без делового смысла" не трогала. "Мне хотелось попробовать, попытать мои силы в этом направлении, призвав к себе в помощь художника с большой фантазией, работающего над этим старинным, русским сказочным прошлым, создать художественную атмосферу, которой мне недоставало, — вспоминала на склоне лет М.К.Тенишева. — Мои талашкинские мастерские есть проба искусства русского. Ежели бы искусство это достигло совершенства, оно стало бы общемировым..." В Талашкине открывались сельскохозяйственные школы с художественно-промышленными отделениями, где мальчиков учили столярному, гончарному, керамическому делу, резьбе и живописи, а девочек — рукоделию. Эскизы для художественно-ремесленных мастерских, продукцию которых продавали в московском магазине "Родник", создавали приезжавшие в Талашкино художники — Виктор Васнецов, Михаил Врубель, Константин Коровин, Николай Рерих. Дольше других здесь жил Сергей Малютин, три года руководивший столярной и резной мастерскими. Малютин делал эскизы сундуков и кресел, по его проектам были построены сказочный "Теремок", домашний театр и музей "Русская старина" в Смоленске, в котором была собрана богатейшая тенишевская коллекция, доходившая до восьми тысяч предметов. Его экспонатами были иконы, музыкальные инструменты, фарфор, керамика, крестьянская одежда, археологические находки. Во время первой русской революции М.К.Тенишева покинула Россию. Она уехала в Париж, куда увезла и уникальный музей, за сохранность которого опасалась. Из привезенных с собой коллекций Тенишева устроила во французской столице выставку, которая с успехом прошла в отделении декоративных искусств Лувра. Вышивки смоленских рукодельниц, деревянные изделия, сделанные руками талашкинских крестьян, предметы русской старины вызвали большой интерес у публики. Тенишевская выставка шла следом за знаменитым Осенним Салоном 1906 года, на котором ее бывшие друзья Бенуа и Дягилев впервые знакомили западную публику с прошлым и настоящим русского искусства, постепенно завоевывавшего Европу. Накануне легендарных дягилевских сезонов русского балета Тенишева устроила новую выставку. На этот раз экспозиция была посвящена исключительно современному искусству, представленному работами Рериха, Билибина и других талашкинцев. Здесь же княгиня выставила и собственные работы, сделанные в технике эмали. Эмальерное искусство было последним и наиболее сильным увлечением Тенишевой, работавшей также как живописец и мастер-керамист. Ее наставником в этом сложном ремесле был парижский ювелир Рене Лалик — один из законодателей моды в европейском прикладном искусстве. Тенишевские работы в технике эмали, отличавшиеся тонким чувством цвета и высоким мастерством, многократно демонстрировались на парижских выставках, что позволило ей стать членом Национального общества изящных искусств.

На родину Тенишева вернулась в 1908 году вместе со своим музеем, который подарила городу Смоленску. Однако городские власти не проявили к нему должного участия. Пожелания принять музей выказали многие города и даже французское правительство. В 1911 году Тенишева передала музей в ведение Московского археологического института. Она продолжала работать как художник-эмальер, изучала историю и технику выемчатой эмали, занималась обновлением состава красок. Накануне революции она закрыла талашкинские мастерские и переехала в Москву, где защитила диссертацию "Эмаль и инкрустация". Уже после ее смерти в Праге вышла написанная ею книга под тем же названием.

Как справедливо заметил один из исследователей, русское искусство, вероятно, недосчиталось бы очень многих замечательных произведений и целого ряда художественных начинаний, если бы не деятельность Мамонтовых, Морозовых, Третьяковых, Щукиных и других отечественных меценатов. К их числу без сомнения принадлежит и Мария Клавдиевна Тенишева, которая, как написал бывший ученик тенишевской рисовальной школы Иван Билибин, "всю жизнь посвятила родному искусству, для которого сделала бесконечно много".

Н.Семенова
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1992 год. М.: Советский художник, 1991.