12.09.2012

Щекатихина-Потоцкая, Александра Васильевна (1892-1967)

Творческая судьба этой замечательной художницы была яркой и вместе с тем далеко не легкой. Не думали скромные родители и провинциальный учитель, посылая шестнадцатилетнюю гимназистку в художественные школы Петербурга, что ее имя получит когда-нибудь международную известность, что ее произведения будут отнесены к лучшим образцам такого уникального явления в русском и советском художественном авангарде, как агитационный фарфор. И она, вероятно, не предполагала, что счастливые годы учения, время экзотических путешествий по Ближнему Востоку, незабываемые часы свободного творчества, успех персональной выставки в Париже — все это сменится трудным десятилетием достаточно замкнутой жизни вдали от родины, ежедневной необходимостью выполнять любые заказы парижских покупателей русских икон, рисунков, фарфора, чтобы заработать на хлеб насущный. Радость возвращения в Ленинград омрачит общее для страны горе: война. Придется пережить блокаду со всеми ее трагическими обстоятельствами, пройти через все жизненные испытания, не утратив творческого оптимизма.

Александра Васильевна Щекатихина родилась 20 мая 1892 года в украинском городе Александровске (ныне Запорожье) в патриархальной семье, где все были причастны к художеству. Иконописью и миниатюрой занимался дед, вышиванием — бабушка, девочка росла в атмосфере любви к традиционному народному творчеству и уже в гимназии проявила незаурядные художественные способности. Решено было ехать учиться в Петербург.

Не выдержав трудный вступительный экзамен в Академию, о которой она мечтала, молодая девушка поступила в Первую Санкт-Петербургскую школу для вольноприходящих при Обществе поощрения художеств. Ей посчастливилось учиться у таких крупных мастеров русского искусства, как Н.К.Рерих, И.Я.Билибин, Я.Ф.Ционглинский, архитектор В.А.Щуко. Система преподавания, в отличие от академической, была прогрессивной, она предусматривала не только практику в живописи, графике или скульптуре. Большое внимание уделялось декоративно-прикладному искусству, изучению древнерусской архитектуры, учащиеся занимались и в рукодельно-ткацкой, и в керамической мастерских, создавали эскизы мебели и посуды. У студентов формировался, таким образом, универсализм творческих интересов и навыков. Впоследствии все это очень пригодится Щекатихиной.

В 1911 году Педагогический совет школы направил ее в заграничную командировку. Основательно изучив шедевры искусства прошлого в Греции и в Италии, молодая художница в 1913 году приехала в Париж и решила продолжить свое образование. Она поступила в одну из парижских студий — академию Рансона, где преподавали известные мастера нового французского искусства М.Дени, Ф.Валлотон, П.Серюзье. Об этом первом периоде творчества Щекатихиной Морис Дени позднее писал: "Вы были почти ребенком, но у Вас имелся дар художника..."

Вернувшаяся в Россию Щекатихина, ко времени окончания Школы Общества поощрения художеств в 1915 году, уже накопила немалый творческий опыт. Она занималась театрально-декорационным искусством, участвуя вместе со своими учителями в оформлении спектаклей петербургского "Старинного театра", затем последовали работа над костюмами для "Весны священной" И.Ф.Стравинского, для оперы А.П.Бородина "Князь Игорь" в оформлении Н.К.Рериха и самостоятельная работа для московского оперного театра Зимина: эскизы декораций и костюмов к опере А. Н. Серова "Рогнеда". Пробовала Щекатихина свои силы и в монументальной живописи: участвовала в росписи церкви в имении княгини Тенишевой в Талашкине. На петербургских и московских выставках художественного объединения "Мир искусства" в 1915-17 годах экспонировались живописные и графические композиции Щекатихиной, ее уже замечала критика. Но все это, как станет ясно позднее, было лишь подступами к главному.

В вихрях и водоворотах революционных событий крепли или ломались человеческие жизни, творческие дарования. На эти годы пришлось недолгое замужество молодой художницы, Она рано овдовела, ив 1918 году пришла работать на Петроградский фарфоровый завод Александра Васильевна Щекатихина-Потоцкая. Под этим именем и стала она известна как один из выдающихся мастеров советского фарфора. А пока, в тяжелейшую пору голода и разрухи, с трудом раздобывая топливо, крупные мастера русской живописи и графики вместе с небольшой группой молодых энтузиастов в только что открывшемся филиале живописного цеха завода начали дело, которое вошло в историю. Они создавали агитационный фарфор. Блюда, тарелки, сервизы и статуэтки с художественной росписью, агитационными надписями и лозунгами, эмблемами молодого государства стали одним из средств пропаганды революционных идей. Дешевые массовые изделия появлялись в домах и Па полках коллекционеров, они раскупались в России и ценились за рубежом. Агитационный фарфор называли "полпредом" советской культуры на Западе, потому что новая тематика и новая образность утверждалась его мастерами в высокой художественной форме. Щекатихину-Потоцкую исследователи справедливо называют самым крупным талантом среди художников живописного цеха, создававших агитационный фарфор. Всем своим воспитанием и образованием она была подготовлена к этой, казалось бы, необычной работе. Она естественно вносила в свои тарелки, блюда и статуэтки трогательные мотивы русского крестьянского быта и городского фольклора, органически сочетая исконные образы искусства Древней Руси с новой символико-романтической революционной эмблематикой. Статуэтка "Снегурочка" (1918), блюда и тарелка "Комиссар", "Матрос", "Петроград" (1920-22) вошли в число лучших произведений искусства первых послереволюционных лет.

В 1923 году Щекатихина-Потоцкая снова за границей: Наркомпрос разрешает ей поездку в Каир к И.Я.Билибину. Вместе учитель и ученица путешествуют, из Египта направляются в Сирию, затем в Палестину и в 1925 году приезжают в Париж. Тут теперь проходит их совместная жизнь. Начало второго парижского периода творчества художницы было отмечено персональной выставкой в частной галерее Дрюэ в мае 1926 года. Восторженное вступление к каталогу, написанное Морисом Дени, имело все основания. В пейзажах Египта, Сирии, Палестины, в рисунках и акварелях, в "Персидском" и "Арабском" сервизах мэтр увидел развитие мощного таланта, при становлении которого в начале 1910-х годов он присутствовал. "Я восхищаюсь, — писал он, — этими рисунками, этими картинами, как и трогательным декором Ваших маленьких чашечек и позолоченных блюдец. Я нахожу здесь непосредственность, поэзию, славянское очарование и женственность, то, чем Вы восхищали еще в Академии Рансона..." Скоро, однако, за праздниками последовали неизбежные будни, необходимость работать "на продажу". И здесь тоже помогла универсальная школа, пройденная в Петербурге. Создавались серии декоративных тарелок (лучшая из них — "Охота", 1930), расписывались чашки ("Свадебная", "Старая Москва", "Косари"), делались эскизы костюмов и декораций для частной парижской оперы ("Царь Салтан"), иллюстрации ("Тарас Бульба"), писались пейзажи и натюрморты. В 1936 году вместе с И.Я.Билибиным Щекатихина-Потоцкая возвратилась на родину.

Первой была их совместная работа над декорациями и костюмами для постановки "Сказки о царе Салтане" в ленинградском театре оперы и балета им. С.М.Кирова. Вскоре А.В.Щекатихина-Потоцкая вернулась и на фарфоровый завод, теперь уже Ленинградский фарфоровый завод им. М.В.Ломоносова. Вновь она создавала декоративные сосуды, вазы и графины (флакон "Голубок", графин "Петух", масленки "Лимон", "Кисть винограда"), сервизы и другие предметы сервировки, которые шли в массовое производство. Снова она решала для себя задачу органического соединения художественного начала с утилитарностью бытовой вещи. Художница была среди тех, кто не прекращал работать в блокадном городе, подвергавшемся непрерывным бомбардировкам и обстрелам. В 1942 году от голода умер И.Я.Билибин. Непрерывная работа помогла Щекатихиной-Потоцкой перенести военные трудности и утраты. Ее произведения показывались на художественных выставках 1942-45 годов в Москве и в Ленинграде. Это были небольшие декоративные скульптурные композиции, эскизы росписей декоративных ваз ("Минин и Пожарский", "Александр Невский"), графины ("Голубь" и "Голубка"), масленки, пепельницы. В 1944 году к двухсотлетию фарфорового завода Щекатихина-Потоцкая была награждена орденом "Знак Почета". Много замечательных произведений создала художница на своем заводе в послевоенные годы. И знаменательно, что все ее расписные сервизы, так же как небольшие декоративные статуэтки, графины, масленки — широко тиражировались и пользовались неизменным успехом в самых широких кругах как искушенных в искусстве ценителей, так и людей от него далеких, но тянущихся к прекрасному, стремящихся украсить свой повседневный быт. Свою миссию художника как воспитателя вкуса Александра Васильевна Щекатихина-Потоцкая с честью выполняла до последних лет жизни. Она скончалась в Ленинграде 23 октября 1967 года.

Э.Ганкина
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1992 год. М.: Советский художник, 1991.