12.09.2012

Фридлендер, Макс (1867-1958)

В беседе со специалистами о развитии искусствоведческой науки можно порой услышать: "Вся история искусствознания второй половины 19 — начала 20 века — это история Берлинских музеев". Это, конечно, преувеличение, но оно содержит в себе немалую долю истины. Действительно, создававшийся тогда знаменитый берлинский Музейный остров — комплекс музеев, коллекции которых охватывали всю историю мирового искусства от доисторических времен до современности, — стал местом, притягивавшим самых ярких и одаренных ученых. Именно там родилась и сформировалась творческая индивидуальность Макса Фридлендера — одного из самых блистательных в нашем столетии знатоков и историков искусства. Сам ученый в шутку говорил, что выбор профессии был определен тем, что он вырос в доме, находящемся рядом с Музейным островом. Одним из учителей Фридлендера был В.фон Воде — основатель и директор Кайзер-Фридрих-Музеума, одного из музеев берлинского комплекса. С этим замечательным собранием было связано несколько десятилетий деятельности Фридлендера. Он пришел в Кайзер-Фридрих-Музеум двадцатидевятилетним на скромную должность ассистента. Однако уже спустя десять лет Фридлендер становится заведующим Гравюрным кабинетом, одним из ведущих специалистов музея. Еще перед началом первой мировой войны Боде назвал Фридлендера своим преемником, и в 1929 году, после смерти Боде, Фридлендер становится директором музея. Учитель Фридлендера был страстным и неутомимым собирателем, благодаря ему коллекции Кайзер-Фридрих-Музеума стремительно росли и пополнялись самыми первоклассными произведениями. Макс Фридлендер достойно поддержал эту традицию. Как заведующий Гравюрным кабинетом он способствовал формированию коллекции гравюр, рисунков и миниатюр. При нем музей обогатился графическими произведениями голландских мастеров 17 века, французских и итальянских художников 18 столетия, графикой рубежа 19-20 веков. Но сердце Фридлендера всегда принадлежало немецким и нидерландским живописцам 15-16 веков. В историю искусствоведческой науки он вошел именно как исследователь и знаток этого раздела истории мирового искусства. Благодаря его активности и зоркому глазу знатока берлинским музеем были приобретены графические произведения Дюрера и Кранаха, Грюневальда и Альтдорфера, Питера Брейгеля Старшего. Из живописных же произведений — алтари "Поклонение волхвов" и "Поклонение пастухов" великого нидерландского живописца Гуго ван дер Гуса, ставший всемирно.известным портрет неизвестного кисти Мастера из Флемаля — одного из родоначальников "золотого века" нидерландской живописи, "Две обезьяны" Брейгеля и многое, многое другое.

Фридлендер принадлежал к числу тех ученых, которые считали, что основа науки об искусстве — знаточество, что смысл искусства открывается не в стиле, а в отдельном произведении, что знания истории искусства приобретаются в первую очередь в картинной галерее, а не в библиотеке. И практическая, музейная работа Фридлендера, и его литературная деятельность были направлены против схоластической кабинетной науки.

Фридлендер обладал особым даром свои мысли и наблюдения, итоги своей научно-исследовательской работы облекать в замечательную литературную форму. Он писал живо, легко и выразительно. Продуктивность ученого была поразительна — в списке его трудов более восьмисот названий. Это публикации вновь открытых произведений и рецензии, каталоги выставок в музеях и частных собраниях, книги об отдельных видах искусства (гравюре) и отдельных мастерах (Дюрере, Брейгеле). Это труды, посвященные разработанным самим Фридлендером методам изучения искусства ("Знаток искусства", "Подлинник и подделка"). И в маленьких заметках, и в монографиях Фридлендер неизменно выступает как первооткрыватель, первопроходец. Он делится с читателями теми знаниями, тем опытом, которые приобрел в результате кропотливой работы он сам.

Работа Фридлендера в берлинском музее оборвалась в 1933 году, с приходом к власти фашистов. В1938 году он вынужден был покинуть Германию и переехать в Амстердам, где и прожил вплоть до самой смерти. В Амстердаме, оторванный от столь дорогой для него музейной практики, Фридлендер пишет книги, подводящие своего рода итоги его профессиональной деятельности ("Об искусстве и знаточестве", "Очерки о пейзажной живописи и других жанрах").

Безусловно, вершиной исследовательской деятельности Фридлендера стал четырнадцатитомный труд о нидерландских мастерах 16-16 веков. "Старая нидерландская живопись" выходила с 1924 по 1937 год. Когда в 1969-70-е годы — уже после смерти ее автора — она была переиздана, стало очевидно, что, несмотря на быстрое развитие и огромные успехи искусствоведческой науки, труд Фридлендера не утратил своего научного значения, своей актуальности. Целый большой раздел истории мирового искусства — и одна из самых его блестящих страниц — своей фундаментальной исследованностью обязан в немалой степени именно Максу Фридлендеру.

О.Сугробова
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1992 год. М.: Советский художник, 1991.