Каффиери, Жан-Жак (1725-1792)
18 век во Франции дает блестящую плеяду скульпторов-портретистов от А.Куазевокса до Ж.Гудона. Среди них выдающиеся мастера и те, чьи имена мы знаем только благодаря скрупулезной документации Академии художеств и каталогам Салонов в Лувре. Но велик, мал ли талант мастера, каждый из них обладал теми индивидуальными особенностями, которые обогатили опыт французской портретной пластики.
Творчество Ж. — Ж.Каффиери до сих пор изучено недостаточно. Большое скульптурное наследие, регулярные выступления в Салонах Лувра, широкий тематический круг произведений, наконец, блистательная академическая карьера, предел желаемого для художника его времени, характеризуют его как благополучного, респектабельного и плодовитого мастера. Однако сравнение его работ с произведениями Гудона и Пигаля, его современников, вносит объективность в оценку художественного дара скульптора.
Биографии французских художников 17-18 веков на редкость похожи. Почти все они потомственные мастера. Дебютировали, как правило, рано. Так и Каффиери родился в семье известного парижского бронзолитейщика и чеканщика. Учился он сначала у отца, затем в мастерской самого известного скульптора своего времени Жан-Батиста Лемуана. Жан-Жак в двадцать лет выполнил свою первую работу — портрет аббата Ланге де Жерги, кюре церкви Сен-Сюльпис, прихожанами которой долгое время была семья Каффиери, проживавшая на улице Канетт. Следующий этап — обучение в Академии. Он завершился в 1748 году первым призом за барельеф "Каин убивает Авеля" и последовавшей затем поездкой в Италию. Каффиери пробыл в Риме пять вместо положенных трех лет. Это связано с его работой для французской церкви Св. Людовика в Риме, где он выполнил стуковую группу Троицы в центральном алтаре. Она была отмечена папой Римским и получила всеобщее одобрение. По возвращении в Париж скульптор получил звание назначенного в 1757 году, а через два года поднялся на высшую ступень в академической иерархии, удостоившись звания академика за статую "Божество реки", которая сейчас находится в Лувре. Десять с небольшим лет ушли на то, чтобы, получив официальное признание, обеспечить себе будущее большими государственными заказами, которые он выполнял в течение всей своей жизни. В сорок лет Каффиери был произведен в профессору Академии. Столь удачная карьера Каффиери породила не одного врага, он получал письма с угрозами. Документы дают почувствовать недоброжелательную атмосферу, которая сложилась вокруг него в Академии художеств. Это не помешало ему в 1765 году получить мастерскую в Лувре, ранее принадлежавшую художнику С.Шаллю, и оставить себе прежнюю на улице Канетт. Незадолго до смерти, в 1792 году, Каффиери предложил Академии художеств заведовать ее художественными собраниями и был назначен их "хранителем".
Каффиери пробовал себя в разных видах скульптуры. В Италии он выполнял монументальные и камерные работы, используя мифологические и христианские сюжеты, его рельеф "Аполлон наказывает Марсия" соседствует со "Св. Франциском Ассизским, принимающим стигматы". Хотя оценки его работ не было единодушными, а маркиз Мариньи даже назвал его "посредственным скульптором", руководство Академии поручило ему перевод в мрамор бюста короля. В Риме он начал принимать заказы на портреты, которые начиная с 1761 года регулярно экспонировал в Салонах.
Государственными были заказы на колоссальную статую П.Корнеля, выполненную в 1779 году, и подобную же статую Мольера 1787 года. Но особенно много бюстов он выполнял для театра Комеди Франсез.
Главное место его работ — здание театра Комеди Франсез, где он сначала был занят, внутренней декорировкой, а затем делал портретные бюсты для фойе. Они составили ему славу и сделали его по существу официальным портретистом театра. Он создал для фойе восемь бюстов: актера Пирона (1763), драматурга Ротру (1783), Т.Корнеля, П.Корнеля (1775), Н.де ла Шоссе, Ж. — Ж.Руссо, Дю Белли, Дю Френу.
Бюст актера Пирона стал некоей точкой отсчета. Он один из лучших в театре Комеди Франсез. Живой, одухотворенный, он вполне выдерживает сравнение с Мольером и Вольтером Ж.Гудона, расположенными в той же галерее. В сравнении с более поздним портретом драматурга Ротру, может быть, более подвижным, смелым и более живописным, созданным уже после его смерти, бюст Пирона окажется более правдивым, реальным и более живым. Широкая полная фигура, двойной подбородок, передающая неровности кожи обработка мрамора и характер передачи глаз и рта придают лицу выражение интенсивной жизни. В 1775 году переведенный в мрамор, он вновь приковал к себе внимание восторженных поклонников. Работа над бюстом и его успешное завершение сблизили художника с актерами театра и определили круг героев его произведений в последний период жизни.
В 1777 году Каффиери выполнил статую П.Корнеля, которая была установлена в фойе Комеди Франсез на почетном месте слева от камина напротив мраморной статуи Вольтера работы Гудона. Впоследствии мастер выполнил модель статуи Корнеля для Севрской мануфактуры, высотой 41 см, известны ее экземпляры в фарфоре. Терракотовый бюст Корнеля, исполненный в 1775 году, находится в экспозиции ГМИИ им. А.С.Пушкина в Москве.
Каффиери принадлежат также бюсты композиторов Ж. — Ф.Рамо, Ж. — Б.Люлли, Кино, экспонированные в Салоне 1771 года, ретроспективный портрет Лафонтена, моделированные с натуры бюсты ученых Гельвеция и Франклина.
Первым положительную оценку Д.Дидро получил бюст композитора Рамо, с которым мастер выступил в Салоне 1761 года. Дидро поразила в нем точность характеристики, передающая холодную суховатую улыбку Рамо. Этот портрет, вероятнее всего, был сделан с натуры. Малообщительный характер известного музыканта не вызывал симпатий, что и было поводом для замечаний Д.Дидро. Через десять лет, уже после смерти Рамо, портрет был переведен в мрамор.
Впоследствии, однако, Дидро не баловал скульптора похвальными отзывами. Бюсты Салона 1765 года он раскритиковал. И, удостоив длинными похвалами статуи "Весталка" и "Невинность" в Салоне 1767 года за их классицистический характер, резко отозвался о его статуе Мольера, назвав ее "настоящей карикатурой".
Такие оценки Дидро не были лишены оснований. Каффиери в своих портретах чаще привержен рокайльным традициям. Таков его известный бюст графини Дюбарри, находящийся в Эрмитаже. Композиция его изящна, мастерство исполнения обработка мрамора доведены до виртуозности, умение схватить мимолетное выражение лица не переходит к более глубокой характеристике. Поза подчеркнуто эффектна. Гирлянда роз обрамляет бюст, прихотливый изгиб локонов и кружев вносит декоративное начало, которое здесь преобладает над пластикой, как поза над выражением.
В таких же миловидных, легких и изящных формах исполнял он свои аллегорические группы "Дружба, застигнутая любовью", "Надежда, питающая любовь", "Дружба, плачущая над прахом друга". И в портретах, и тем более в мелкой пластике, которую он периодически выставлял в Салонах вместе с бюстами, он тяготеет к идеализации и привержен старым традициям. По существу, все его модели словно играют какую-то определенную роль, обладают своим амплуа. Beликолепно схвачен им мелодраматизм игры актера Ротру, и даже его портрет астронома Пингре может сойти за портрет характерного актера.
Бюст каноника Александра Ги Пингре, известного астронома и географа, один из наиболее удачных своих портретов, Каффиери выполнил в 1788 году. Он исполнил его в терракоте, ретушировал и в таком виде экспонировал в Салоне 1789 года. Сейчас этот бюст находится в Лувре как один из шедевров французской пластики второй половины 18 века. В нем скульптору удалось психологическое проникновение в образ, он сумел передать живой ум, насмешливый, лукавый взгляд глаз. Короткий толстый нос, висящие щеки, толстые губы, двойной подбородок рождают ощущение реальности. Здесь художник максимально выразил свои возможности и сумел подняться до уровня Гудона.
Судьба распорядилась так, что Каффиери, старший Гудона только на шесть лет, принужден был постоянно испытывать превосходство своего собрата. Современники отдавали предпочтение Гудону, и это рождало в честолюбивой душе художника глухую неприязнь и ревность, с которыми трудно было справиться. Более того, их пути часто перекрещивались, будто вызывая на прямое соревнование. Оба выбирали свои модели среди современников. Оба сыскали успех портретами знаменитостей дня. В 1777 году Каффиери, а в 1779 году Гудон выполняют портреты известного ученого Франклина. Оба в 1778 году, когда в Париж на несколько месяцев из Фернея вернулся Вольтер, приступили к созданию портрета философа. Наконец, портрет Мольера стал поводом для нового антагонизма (Каффиери выполнил бюст, а затем статую в рост). В столь близком сопоставлении работы Каффиери явно проигрывают. Тем не менее это не умаляет достоинств и значения творчества Каффиери, стремившегося к славе и отмеченного признанием при жизни и посмертно.