18.11.2012

Корин, Павел Дмитриевич (1892-1967)

Павел Дмитриевич Корин родился в Палехе, в семье крестьянина-иконописца. Отец художника происходил из рода богомазов, живших и работавших в Палехе с 17 века. "Я — художник не только по призванию, но и по рождению", — говорил о себе Корин. Первые уроки ремесла он получил у отца, затем поступил в сельскую иконописную школу и уже в 16 лет стал мастером-иконописцем. Однако его не покидало желание учиться живописи, и с этой мыслью в 1908 году Корин отправился в Москву, где попал в иконописную палату Донского монастыря.

В Москве произошло знакомство с художником К.П.Степановым, которое многое определило в дальнейшей судьбе Корина. Сам Павел Дмитриевич писал об этом так: "Он дал мне легкую для чтения "Историю искусства" Гнедича, от него я впервые услышал о Боттичелли, Перуджино, Пинтуриккио... Понемногу я стал входить в истинное художество". Но настоящим учителем и духовным наставником Корина стал знаменитый русский живописец Михаил Васильевич Нестеров. Они познакомились в 1911 году, когда по заказу Марфо-Мариинской обители Корин делал копии с нестеровских эскизов росписи собора. Вскоре взаимоотношения учителя и ученика переросли в длившуюся многие годы дружбу. По рекомендации М.В.Нестерова в 1912 году Корин поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества и окончил его в 1916-м. Во время учения он напряженно занимался, писал натуру, копировал античные образцы и картины художников Возрождения.

Огромное влияние на молодого художника оказало творчество А.А.Иванова и особенно полотно "Явление Христа народу". В 1925 году Корин начал писать этюды с натуры для монументального произведения "Реквием", названного впоследствии "Русь уходящая". По замыслу, на картине должна была быть изображена торжественная служба в кремлевском Успенском соборе. Работая над этюдами, художник искал и запечатлевал различные человеческие типы, стараясь сопоставить и объединить их в панораме своего произведения.

Картина так и не была закончена, поэтому многие из этих подготовительных полотен можно рассматривать как самостоятельные произведения. Ярко эмоциональны и убедительны такие фрагменты, как "Иеромонах Гермоген и схимоигумен Митрофан" (1933), "Трое" (1933-35), "Схимоигуменья Фамарь" (1935), портреты нищих и калек. По праву одним из самых известных стал этюд "Отец и сын" (1931). Здесь Корин использует довольно распространенный в этой серии художественный прием — тесное сопоставление различных характеров. Особый драматический эффект достигается благодаря контрасту между внешним сходством близких по крови людей и очевидным различием их внутреннего мира. В процессе работы над "Реквиемом" Корин создает многочисленные эскизы церковных интерьеров, рисунки кремлевской Соборной площади. Привлекает внимание необычностью композиционного решения этюд интерьера церкви Воскресения на Остоженке (1932) с изображением зажженных лампад, подвешенных на цепях на фоне иконы "Спас Ярое око".

Интерес к человеческому характеру, личности всегда отличал творчество П.Д.Корина. Его этюды и эскизы к картине "Реквием" — по сути, галерея портретов. Поэтому не удивляет обращение художника к портрету как самостоятельному жанру. Одним из первых был написан портрет А.М.Горького (1932). Он создавался в Сорренто, где Корин жил по приглашению писателя. Представив портретируемого в рост, в характерной для него позе, художник находит монументальное решение образа. В 1939 году Комитет по делам искусств привлек П.Д.Корина к работе над серией портретов деятелей культуры. Корину позируют Л.М.Леонидов, А.Н.Толстой, В.И.Качалов. Тогда же художник пишет своего друга и учителя М.В.Нестерова. В 1941 году Корин создает портрет замечательного пианиста К.Н.Игумнова, изобразив его за роялем на сцене. В портретах Корина очевидно проявилось стремление к типической обобщенности, к созданию некоего собирательного образа, когда портрет представляет не только и не столько конкретную модель, сколько изобразительно воплощенную идею, образ артиста, художника, воина.

Именно образ, почти формулу, героя создает Корин, изображая легендарного князя Александра Невского. Картину на эту тему в 1942 году художнику предложил написать Комитет по делам искусств. В центральной части триптиха изображен полководец в боевых доспехах, резко бликуюЩих на фоне красного плаща и темной хоругви с ликом Нерукотворного Спаса; опершись на меч князь смотрит прямо перед собой. Правая часть триптиха носит название "Старинный сказ" и является трехфигурной композицией, несколько театрально оформленной. В левой части ("Северная баллада") изображены стоящие рядом женщина и немолодой воин, предостерегающе выставивший вперед левую руку. Желая монументализировать триптих, художник моделирует фигуры отделенными друг от друга цветовыми пятнами, наложенными очень плотным слоем чистого цвета, тогда как пейзажные фоны написаны прозрачно, тонким мазком. С той же целью он располагает линию горизонта так низко, что изображенные фигуры буквально нависают над зрителем.

На протяжении всей жизни Корин стремился к созданию произведений масштабного характера. Он пробовал свои силы во фреске, работал над эскизами мозаичных панно станции "Комсомольская-кольцевая" и витражей вестибюля станции "Новослободская" московского метрополитена.

Творчество П.Д.Корина нашло своего зрителя, было оценено критикой. В 1962 году ему было присвоено звание народного художника СССР, а в 1963-м за создание галереи портретов деятелей искусства присуждена Международная Ленинская премия "За укрепление мира между народами".

Е.Кучер
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1992 год. М.: Советский художник, 1991.