12.09.2012

Шифрин, Ниссон Абрамович (1892-1961)

Эскизы декораций и костюмов к сотне постановок и спектаклей в разных театрах, оформление художественных выставок, картины маслом и множество этюдов с натуры, иллюстрации к детским книгам, литературные опыты и публичные выступления — это огромное богатство поистине артистической деятельности, накопленное за сорок с лишним трудовых лет, Ниссон Абрамович Шифрин обрел в неустанном творческом горении, в самозабвенной отдаче любимому искусству. Он родился в 1892 году в Киеве, в семье служащего конторы Контрагентства путей сообщения. Казалось, семейные традиции и скромное деловое воспитание не предвещали ничего неординарного в жизненном предназначении. Мать хотела видеть сына строителем, отец — инженером, а сам мальчик, как многие мальчики в его возрасте, мечтал быть паровозным машинистом. Десяти лет, в 1902 году его отдали в Коммерческое училище. Затем, в 1911 году, последовала учеба в Коммерческом же институте. Столь ясная практическая направленность образования не мешала, однако, увлекаться музыкой, играть на рояле, скрипке, альте, много читать, любить и даже писать стихи. Но самым большим пристрастием с детских лет были все-таки живопись и театр. Студент Шифрин был завсегдатаем художественных и поэтических вернисажей, концертов, театральных премьер, вольнослушателем университетских лекций по истории искусств и античной философии. Кандидат экономических наук Шифрин, только что с успехом закончивший Коммерческий институт, уже писал под руководством опытного театрального художника М.А.Михайлова декорации для одного из киевских театров.

Самостоятельные попытки работать в театре были сделаны еще в старших классах училища, а на первых курсах института молодой человек принял решение одновременно заниматься в живописной студии известного украинского художника А.А.Мурашко. Реалистическая школа этого ученика И.Е.Репина была весьма полезной для Шифрина, но лишь укрепила его интерес к совсем иному, новому искусству: живопись "бубнововалетцев", французского постимпрессионизма и дадаизма была особенно привлекательной и, главное, созвучной пусть еще робким, но собственным творческим поискам. Когда в 1914 году в Киеве появились футуристы — Маяковский, Бурлюк и Вас.Каменский — Шифрин и его однокашник по школе Мурашко И.М.Рабинович бросились помогать им оформить для выступлений сцену небольшого театра "Шато де Флер". После концертов молодые художники проводили с поэтами незабываемые ночные часы в беседах о литературе и живописи. Вкусы и жизненные цели постепенно формировались и крепли, порой вопреки неизбежной дани прозаической повседневности.

Первой самостоятельной работе в театре (настоящем, профессиональном) предшествовали военная служба в царской армии и служба статистиком по коммерческой специальности. Оставив последнюю окончательно, Шифрин поступил в открывшуюся в Киеве живописную студию Александры Экстер — одного из видных представителей русского художественного авангарда. Здесь он учился живописно-пластическому мышлению, постигал законы и специфику театрально-декорационного искусства, приобщался к тем, совершенно новым приемам оформления спектакля, которые нашла для себя Экстер, создавшая непривычный доселе тип синтетического театра, где спроектированная художником сцена, живописные элементы декораций, образно-насыщенный костюм были не просто фоном для актерской игры, но как бы сплавлялись в единое эмоционально-напряженное, динамическое целое. Такого рода уроки лягут позднее в основу собственных творческих принципов Шифрина. Одновременно с учебой в студии он начинает самостоятельную работу в театре. Декорации для оперетты Ш. Лекока "Зеленый остров", к пьесе И.Г.Эренбурга "Рубашка Бланш" соседствовали с участием в праздничном оформлении Киева в 1919 году, с работой в агитпоезде XII армии на польском фронте. В агитпоезде он уже выступал не один, а вместе с женой — молодой художницей Маргаритой Генриховной Генке, которая позднее стала и соавтором многих его созданий в театре.

С 1922 года Н.А.Шифрин живет в Москве. Он работает не только как театральный художник, но и как график и живописец, вступает в одно из новых художественных объединений 1920-х годов — Общество художников-станковистов (ОСТ). Его иллюстрации к стихам для детей ("Кем быть?" Маяковского и др.), книжки-картинки для маленьких ("Поезд идет", "Бегут, везут, работают"), так же как картины "Город", "Бегу со службы и усталый возвращаюсь домой", проникнуты живым ощущением новой бурной действительности первых послереволюционных десятилетий, и этому ощущению соответствует найденная художником неординарная, острая живописная форма.

Начало 1930-х годов было для Шифрина временем непосредственного вхождения в театральную жизнь Москвы. В 1931 году он оформляет пьесу В.М.Киршона "Хлеб", а затем "Страх" А.Н.Афиногенова в Художественном театре, и впервые изобретательно использует оригинальные конструкции и динамичные живописные приемы декорационного оформления, слитного с режиссерской концепцией спектакля. Однако главные находки были еще впереди. Началом сложения индивидуального декорационного стиля стала в 1934 году успешная работа над спектаклем А.Е.Корнейчука "Гибель эскадры" в Театре Красной Армии. Вскоре Шифрина пригласили сюда в качестве главного художника. На этой должности он оставался до конца своих дней. Такое постоянство, конечно же, не было случайностью. Оно определялось содружеством с главным режиссером А.Д.Поповым, который развивал и поддерживал в театре близкий Шифрину дух экспериментаторства. Как единомышленники, они почти каждый спектакль делали своего рода художественным открытием. Наиболее яркими были "Укрощение строптивой" (1937) и "Сон в летнюю ночь" У.Шекспира (1941), "Сталинградцы" Ю.П.Чепурина (1944), "Ревизор" Н.В.Гоголя (1951), "Поднятая целина" М.А.Шолохова (1957). Работал Шифрин и в Художественном театре ("Разлом" Б.А.Лавренева, 1950; "Чайка" А.П.Чехова, 1960) и в Театре им. М.Н.Ермоловой ("Как вам это понравится" У.Шекспира, 1940). Никогда не оставлял он станковую живопись. Среди многочисленных этюдов художника особое место занимает серия работ, написанных с натуры в только что освобожденном от фашистов Сталинграде. Фронтовые поездки начались для Шифрина еще в 1942 году. Вместе с бригадами актеров родного театра он выезжал на Западный фронт, а в Сталинграде собирал материал для оформления спектакля Ю.П.Чепурина. Монументальные декорации укрупнили и особым светом высветили реальные впечатления художника, его острое переживание народной трагедии, его гражданскую боль. Любовь к натуре, острое видение деталей никогда не связывались для Шифрина с натуралистически-мелочной передачей жизненных впечатлений — ни в станковой, ни в театрально-декорационной живописи. Он создавал образы эмоционально емкие, обобщающие, притягивающие своей вдумчивостью и глубиной, приглашающие зрителя к размышлению, к сопереживанию. "Как можем мы позволить себе, — говорил он, — тащить на сцену все, что попалось в сферу нашего зрения. Без строжайшего отжатия и обобщения, без горячего пристрастия к тому, что совершается на сцене, без отыскания подспудного смысла вещей, обстановки, среды мы не пойдем дальше крайне приблизительного, весьма условного внешнего правдоподобия". Зрительный образ спектакля художник создавал точно продуманными средствами эмоционального воздействия. Эту его стилистику можно было бы определить как своего рода "монументальный лаконизм". Такая общая характеристика не означает, разумеется, единообразия декорационных решений Шифрина. Широкая эрудиция, блестящее знание истории человечества, истории искусства, отечественной и мировой литературы — вот что лежало в основе его всякий раз новых, соответствующих каждой пьесе решений. Культура во всем — в собственной методике творческого процесса, в общении с режиссерами, с актерами, с коллегами по декорационному цеху, с товарищами по Союзу художников и Всероссийскому театральному обществу — делали его личность особенно притягательной для театральной и художественной молодежи. В течение ряда лет он возглавлял театральную секцию Московского Союза художников. Он щедро делился своим опытом, своими размышлениями об искусстве, а незаурядный литературный талант сделал его записи большим подспорьем для многих театральных деятелей. Болезнь сердца преждевременно прервала творчество этого обаятельного и мудрого художника. Он умер 3 апреля 1961 года.

Э.Ганкина
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1992 год. М.: Советский художник, 1991.