12.09.2012

Люрса, Жан (1892-1966)

В датирующихся 1930-ми годами автобиографических заметках французский художник Жан Люрса писал о себе и своем поколении: "Судьба поместила нас в исторический период, который ничего не мог предложить, кроме войны, когда нам было 20 лет, и ничего кроме полного упадка, когда нам исполнилось 30 лет. В своих работах, в возрасте от 25 до 40 лет, я не мог делать ничего другого, как выразить эту драму. Но вот уже несколько лет, как я пытаюсь побороть пессимизм, уже год, как я уверен, что преодолею его в ближайшее время. Для этого необходимы объективные, материальные предпосылки. Эти предпосылки — наличие стен для росписи, стен, предназначенных для рабочих или крестьянских масс".

Люрса начал свою общественную деятельность в 1911 году в журнале "Майский листок", в 1912-м он учился живописи в Париже, затем путешествовал по Италии. В августе 1914-го был призван в армию, в пехотные войска, а в следующем году подвергнут тюремному заключению за пораженческую пропаганду, в 1916-м получил ранение. После войны много путешествовал. В 1931 году Люрса стал членом центрального комитета Общества друзей СССР.

В Москве в 1934 году в залах Музея нового западного искусства была развернута выставка рисунков Люрса, которой были предпосланы процитированные выше автобиографические заметки. Художник выставил наброски, эскизы для серии композиций под общим названием "Крестьянская война". В исполненных гуашью листах этой серии представлены образы своего рода народного воинства, собирающегося выступить в защиту своих интересов. Герои "Крестьянской войны" полны уверенности в своих силах и величавого достоинства. Художник далек от каких-либо конкретных сюжетных подробностей (за пристрастие к которым он упрекал своих советских коллег во время пребывания в нашей стране). Серия воспринимается как ряд проектов росписей стен, "предназначенных для рабочих и крестьян", как он тогда мечтал.

Однако монументальные формы живописи, несмотря на то что о них мечтали многие французские художники того времени, в Европе не получили широкого развития, и тяга Люрса к крупномасштабным произведениям раскрылась в созданных им многочисленных гобеленах.

Первые эскизы ковров он сделал еще во время войны, когда после ранения долечивался дома, — эти ковры по канве вышивала его мать. В дальнейшем художник работает в манере декоративного кубизма над картинами и в том же духе создает эскизы для ковров — уже не вышитых, а вытканных. Ковры Люрса 1920-х — начала 1930-х годов — своеобразное явление в истории этого вида искусства. В них отражаются и манера деформации фигур и предметов, свойственная кубизму, и настроения неясной тревоги, некоей смутной угрозы собственному существованию, которые были свойственны мироощущению сюрреалистов того времени.

Самый отход художника от неподвижно зафиксированной на подрамнике плоскости картины или панно к свободно висящей на стене мягкой ткани ковра по-своему симптоматичен и характерен для поисков форм изобразительного искусства нашего времени — спустя полстолетия в искусстве опять появилась тенденция отказываться от картин и работать над свободно висящими полотнищами, расписанными или украшенными аппликациями — аналогами ковров, которые делают "новые дикие" и другие представители молодого поколения последнего десятилетия.

Во второй половине 1930-х годов Люрса связывает свою деятельность со старинными центрами коврового искусства Франции — Гобеленовой мануфактурой и фабрикой в Обюссоне. Новые способы организации плоскости Люрса ищет в композициях ковров "Источник" (1933), "Иллюзии Икара" (1936) и других.

Самым известным произведением Люрса является цикл ковров под общим названием "Песнь мира", над которым он начал работать в 1957 году. Художник успел создать десять ковров разного формата. Все вместе они составляют ленту высотой около 4,5 метров и длиной около 80 метров. В настоящее время серия "Песнь мира" хранится в городе Анже. Первоначальное название этого грандиозного творения (Люрса хотел сделать серию ковров общей длиной 125 метров) было "Радость жизни". Художник хотел воплотить в нем всю полноту и сложность мировоззрения современного человека. "Я непрестанно убеждаюсь, — говорил он, — что жизнь, для того, кто осмеливается идти, не сворачивая с жизненного пути, это нечто сахарное и соленое, сладкое и горькое, судорожное и спокойное". Ковры имеют следующие названия по порядку: "Великая угроза", "Человек из Хиросимы", "Великая бойня", "Конец всему", "Счастливый человек, когда наступает мир", "Вода и огонь", "Шампань", "Поэзия", "Орнаментос Саградос".

В1964 году, когда "Песнь мира" была выставлена в Париже, Люрса предпослал ей комментарий, где объяснял гуманистический, антимилитаристский замысел начальных ковров серии: "Земля круглая, она поросла кустарниками, она залита водами, она состоит из твердых пород, и прежде всего она состоит из человеческих существ разного роста, разного калибра, разных цветов. И все вместе — зародыши, существа, растения, минералы, ветры, которые веют как дыхание земли, все это составляет единство. Если будет сброшена бомба... все созданное превратится в кипящую магму, все: и Нью-Йорк, и Пекин, и Каир, и Москва или Марракеш, и Кламар, и Лидо — всего этого больше не будет..."

Последний из серии ковров "Песнь мира" был закончен ткачами уже после смерти художника. Название его Люрса нашел в одном из мексиканских музеев, прочтя его в виде подписи под образцом старинного орнамента. Возможно, что в сложных изобразительных формах этого ковра художник хотел представить различные элементы, составляющие мироздание.

"Песнь мира" — послание художника грядущим поколениям. В этом цикле воплощены мечты и страхи людей эпохи атомной угрозы и покорения космоса; здесь возрождается идущая со средневековья традиция шпалерного искусства и отражаются многочисленные культурно-исторические источники, питающие воображение мастера, претворенные им в собственные символы и образы.

К.Богемская
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1992 год. М.: Советский художник, 1991.