12.09.2012

Кольвиц, Кете (1867-1945)

Имя Кете Кольвиц стоит в одном ряду с именами таких признанных немецких художников, как Георг Грос, Отто Дикс, Макс Бекман, Эрнст Барлах, Макс Пехштейн. И надо признать, что голос Кете Кольвиц звучит вполне определенно, его нельзя спутать ни с каким другим.

Кете Кольвиц родилась в Кенигсберге. Ее детство и юность прошли в семье, с сочувствием относящейся к идеям социализма. Большое влияние на формирование политических взглядов Кете оказал ее брат Конрад, в молодости друживший с Фридрихом Энгельсом. Он привил сестре вкус к литературе, также способствовавшей формированию ее взглядов. Она узнала произведения Гете, Гейне, Толстого, Достоевского, Ибсена, Золя, Горького. Рано проявившиеся одаренность и тяга к искусству юной Кете встретили полную поддержку в семье. Начала свое художественное образование Кете Кольвиц в Кенигсберге, продолжила в Берлине, а закончила в Мюнхене. Она считала себя живописцем, но стала графиком. Еще в годы учения Кольвиц испытала сильное влияние искусства Макса Клингера, сыгравшего в ее творчестве особую роль. У него она переняла и приемы офорта с тончайшей светотеневой моделировкой, и темы, имеющие вечное, непреходящее значение.

Первой значительной работой Кете Кольвиц был цикл литографий и офортов "Восстание ткачей", относящийся к концу 1890-х годов. Этот цикл был замечен самим Адольфом Менделем и его стараниями экспонирован на "Большой ежегодной выставке изобразительного искусства". В начале века Кольвиц много и плодотворно работала в технике офорта. К этому времени относится цикл "Крестьянская война", отражающий события 1525 года так, как их себе представляла художница. Восставших Кете Кольвиц показывает людьми, доведенными до отчаяния, исковерканными тяжестью жизни. Это подчеркивается их очевидной некрасивостью, почти уродством. В искусстве Кете Кольвиц появляется и уже никогда не исчезает тема женщины. Тут сказались и влияние на художницу искусства Мунка, и чрезвычайно остро стоящий вопрос женской эмансипации. Женщина у Кете Кольвиц — активный участник происходящих событий, она — защитник детей. Женщина оплакивает мертвых и зовет в бой. Такова "черная Анна", одна из предводительниц крестьянской войны, центральная фигура листа "Взрыв" (цикл "Крестьянская война").

К 1904 году относится поездка Кете Кольвиц в Париж и учеба в скульптурном классе академии Жюлиана. В Париже на нее большое влияние оказал Огюст Роден. Это влияние было настолько сильным, что на время графика отошла на второй план и казалось, что ее место заняла скульптура. Кете Кольвиц всегда тяготела к монументальности, к могучим, пластическим формам. В 1916 году она начинает работу над двухфигурной композицией — надгробием Петера, ее сына, погибшего во Фландрии в первые месяцы мировой войны. Личная скорбь, невозвратимая утрата раскрыли Кете глаза на войну, бойню, уносящую жизни детей и оставляющую осиротевших матерей. Кете часто выступает в роли героинь своих произведений. Образ женщины в ее искусстве сливается с ней самой, приобретает ее внешние черты.

В январе 1919 года был убит Карл Либкнехт. Кете попросили нарисовать его лежащим в гробу, запечатлеть его облик. Так появился лист "Памяти Либкнехта", которому предшествовала долгая работа в поисках наиболее убедительного решения. Художница, пробуя добиться наивысшего напряжения, экспрессии, работала в разных техниках: офорте, литографии и гравюре на дереве. Тема оплакивания нашла свое воплощение в традиционно немецкой технике гравюры на дереве, с ее выразительной линией и ритмом, создающими атмосферу высокого эмоционального напряжения.

В 1921 году В. И. Ленин в международной коммунистической прессе обратился к мировому пролетариату с просьбой поддержать голодающую Россию. По заданию немецкого отделения "Международной рабочей помощи" Кете Коль-виц создает литографию "Помогите России". В эти годы больших ожиданий, пронизанные верой в скорую победу прогрессивных сил, Кете отдавала все силы, всеми доступными ей средствами отстаивала те идеалы, в которые верила. Кете Кольвиц вместе с Отто Диксом, Генрихом Цилле, Отто Нагелем и другими прогрессивными художниками приняла участие в знаменитом альбоме "Голод". Ей принадлежала литография "Хлеба!", изображающая голодных детей, бессильно опустившую руки мать. В эти годы Кете Кольвиц бросает офорт, блестящим мастером которого была, ради литографии, позволяющей создавать крупные монументальные произведения, плакаты.

В 1927 году художница побывала в СССР на праздновании десятилетия Октябрьской революции. К приезду Кете Кольвиц в Москве открылась выставка ее работ. Она вернулась в Германию, воодушевленная тем, что увидела в России. Под впечатлением этой поездки была создана литография "Солидарность". Подпись под ней была сделана на русском языке — "Мы защищаем Советский Союз". К 1931 году относится литография "Демонстрация", изображающая людей, марширующих под знаменами. Обе литографии означают новый этап в творчестве художницы. Герои ее произведений изменились — спокойной уверенностью, ощущением собственной силы веет от этих образов.

В 1932 году Кете закончила свой скорбный труд. Памятник убитому на войне сыну состоит из двух фигур — "Отца" и "Матери". Склонность Кете Кольвиц к монументализации образа проявилась здесь в полной мере. Фигуры установлены на небольшом расстоянии друг от друга. Кажется, что каждый из них переживает общее горе по-своему: погружена в тихую скорбь "Мать", устоял перед страшной бедой "Отец". В мрачные годы фашизма Кете Кольвиц, немолодая уже женщина, не захотела смириться, затаиться в ожидании лучших времен. Лишенная права голоса — права преподавать и выставлять свои работы, лишенная своей мастерской, Кете все же решилась на своеобразный протест, который мог стоить ей свободы и жизни. Кете не побоялась прийти проститься с телом умершего Макса Либермана, знаменитого немецкого художника, по национальности еврея. В ее мастерской постоянно собирались художники-антифашисты, она помогала всем, кто нуждался в помощи.

Когда скончался замечательный немецкий художник и очень близкий Кете человек — Эрнст Варлах, она выразила охватившее ее чувство отчаяния в скульптурном произведении. "Плач по Барлаху" — потрясающее по лаконизму, по концентрации чувства (как маска Трагедии) произведение. У скорбящей женщины лицо самой Кете. Скорбь, которую она не могла высказать публично, была выражена образными средствами.

В 1934-37 годах Кете Кольвиц работала над серией литографий под названием "Смерть". Тема смерти, традиционная для немецкого искусства, не впервые привлекла художницу. Смерть как избавление, освобождение от непомерных страданий, от безысходного отчаяния — таково настроение листов "Смерть признана другом" и "Смерть на проселочной дороге".

В предвоенные годы Кете Кольвиц много работает в скульптуре, как бы желая создать что-то долговременное, вечное в этом зыбком и расползающемся мире. Таковы "Пьета", в которой образ оплакивающей сына матери снова напоминает нам саму Кете, "Башня матерей", "Прощающиеся солдатки". Уже в годы войны, в 1942 году, была создана известная литография "Семена, предназначенные для посева, не должны быть перемолоты", в которой ощущается проснувшаяся надежда, вера в то, что разум победит.

Искусство Кете Кольвиц — большое и искреннее, честное искусство. Ни разу она не покривила душой, не создала ничего, от чего могла бы потом отречься. "Я беру на себя ответственность за любую из моих работ", — написала она за год до смерти.

Кете Кольвиц совсем немного не дожила до победы над фашизмом. Она умерла 22 апреля 1945 года.

Е.Либман
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1992 год. М.: Советский художник, 1991.