12.09.2012

Зданевич, Кирилл Михайлович (1892-1969)

Кирилл Михайлович Зданевич, один из замечательных мастеров изобразительного искусства Грузии, оставил значительный след в различных областях художественной культуры — в живописи, графике, в литературе. Его юные годы прошли в поисках своего пути в искусстве, своей творческой манеры, в которой синтезировались импрессионистическая острота видения, фовистская чувственная красочность и по-сезанновски крепкая композиционная система. "Моя родина — Грузия, — писал в своей автобиографии художник, — все книги о Грузии, ее поэзии, прозе, истории, памятниках материальной культуры читались мной с братом с огромным интересом и любовью". С карандашом и кистью в руке Зданевич исходил всю Грузию. Он мечтал о постижении глубин духа грузинского народа и воплощении его в красках и в певучих линиях. Художественным увлечениям Зданевича несомненно способствовала семья с ее широкими культурными интересами. В квартире родителей М.А.Зданевича и В.К.Гамкрелидзе с утра до поздней ночи звучали музыка, пение, поэтические строки, слышны были яростные споры. Здесь бывали сдержанный и скромный юноша Симон Чиковани, Паоло Яшвили и Тициан Табидзе, Николоз Мицишвили, Ко-лау Чернявский, Алексей Крученых, Игорь Терентьев, Владимир Маяковский, Константин Паустовский, Ладо Гудиа-швили, Зига Валишевский, Александр Бажбеук-Меликян, Михаил Ле-Дантю, Серго Клдиашвили и многие другие, с кем Зданевича связывали тесная дружба и творческие интересы. Период ученичества в Москве и Петербурге, знакомство с М.Ле-Дантю, Н.Гончаровой и М.Ларионовым, изучение русской и европейской живописи оказали плодотворное влияние на Зданевича. Природный критический ум юноши позволил ему утвердиться во мнении, что в собственных работах он должен добиваться "серьезной простоты" и "скромности". В это время Зданевич приходит к мысли об истинности народного творчества, художественного примитива.

Весна 1912 года навсегда связала Зданевича с именем Ни-ко Пиросманашвили. Один из открывателей искусства гениального художника, он стал исследователем и популяризатором его творчества, посвятив ему ряд книг, очерков и статей.

Служба в армии, а затем участие в первой мировой войне, пребывание в Париже в 1913-14 годах определенным образом сказались на творчестве Зданевича. В эти годы он много работает кистью и карандашом, решает для себя новые творческие задачи: ищет внутренние линии в натуре, решения композиционного построения. И, наверное, не случайной была оценка его работ Пикассо, написавшим "5 + Пикассо" на стене ателье А.Архипенко, где состоялась выставка картин Зданевича.

1917-20 годы в Грузии были временем социально-политических перемен. Зданевич со своим бойцовским пылом окунается в водоворот событий, работает как живописец, график, монументалист, устраивает выставки своих работ.

Футуристические искания Зданевича в области книжной графики, его иллюстрации к футуристической "зауми" тбилисских поэтов можно воспринимать как свободное соотношение изображения и слова, которое само было поэтической игрой. Эти произведения создавались под девизом динамичности: предметы и объемы входили друг в друга, а плоскости пересекались.

Не менее важной в творчестве Зданевича оставалась работа в области монументально-декоративной живописи. Стенная роспись художественной студии "Ладья Аргонавтов" (1919) была осуществлена в духе Матисса и Ван Донгена, стены же знаменитого в те годы "Фантастического кабачка" представляли собой пестрые фантасмагории. Зданевич расписывал стены и других культурных и общественных заведений в Тбилиси и Москве.

Победу советской власти в Грузии Зданевич приветствовал грандиозным панно, вывешенным на проспекте Руставели, созданием агитплакатов и участием во всех новациях художественной жизни молодой советской республики.

Интенсивной была деятельность Зданевича в области театральной живописи. Его костюмы и декорации к спектаклям тбилисских и московских театров отвечали духу времени. Это были абстрагированные, выражавшие монументально-обобщенную символику, экспрессию и динамизм конструкции.

В годы Великой Отечественной войны Зданевича признали негодным для фронта по состоянию здоровья, и он жил в Тбилиси, а потом в Москве, создавал плакаты для фронта.

С 1949 по 1957 год художник был вынужден жить вне искусства. Обвиненный по ложному доносу, Зданевич был выслан из Москвы в Воркуту, а после реабилитации вернулся в родной Тбилиси.

Несмотря на испытания судьбы и возраст, художник активно работает, и 1960-е годы отмечены новым подъемом его литературно-художественной деятельности. Он пишет статьи, очерки, книги о Пиросмани, о деятелях грузинской культуры, друзьях своей молодости. Прижизненные публикации и оставшиеся в рукописях воспоминания (хранятся в личном архиве художника в Государственном музее искусств Грузии) являются прекрасным материалом для исследователя грузинской культуры 1920-60-х годов.

В 1964 году Зданевич едет по приглашению брата Ильи в Париж. Как и в годы юности, здесь его вновь ошеломляет творчество художников всех стилей и направлений. Здесь его вновь обступают тени великих творцов, старые книги, экспонаты Лувра, музыка и блистательный талант Пикассо. Парижский цикл работ Зданевича стал значительной страницей его творческой биографии, по достоинству оцененной тбилисской общественностью на вечере "Париж глазами художника" в Союзе писателей Грузии в марте 1967 года.

Творчество Зданевича было цельным и жизнеутверждающим. Оно пронизано любовью к жизни, человеку, к Родине. Художник заставляет задуматься над вечными категориями бытия: мир, любовь, красота, добро, зло. Произведения его убеждают в том, что мастера наряду с проблемами композиционного строя, колористическими задачами волнует форма предметов (круг, овал, трапеция, квадрат, треугольник). Иногда предметы на холсте предстают, как в орнаменте восточного ковра, где фон и предметы слиты воедино и где отсутствует свободное незаполненное пространство. Характерно, что силуэты, например, в натюрмортах, очерчены широкой линией черного цвета, предметы написаны объемными, плотными и осязаемыми. Художник не остерегается локальных цветовых пятен: синих, оранжевых, зеленых, черных, розовых, красных. Он изображает предметы не зависимыми друг от друга, самозначимыми, и в этом можно усмотреть своеобразный знак преданности и увлечения живописью Пиросмани.

К.М.Зданевич похоронен в Дидубийском Пантеоне грузинских общественных деятелей Тбилиси. В рукописи своей книги "я вспоминаю" он писал, что жизнь его была скромна,

посвящена труду и искусству. До последних дней жизни он стремился создавать картины, которые могли бы остаться в наследство молодому поколению. Его мечта осуществилась. Произведения художника являются гордостью музеев Грузии и многих городов нашей страны, украшают отечественные и зарубежные коллекции. Они бережно хранятся и у наследников К.М.Зданевича. Он остается в нашей памяти как один из интереснейших современных живописцев, он дорог Грузии как один из открывателей и собирателей бессмертных картин Пиросмани, как друг многих и многих деятелей Грузии, как мемуарист, оставивший нам живые образы еще недавнего прошлого.

И.Дзуцова
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1992 год. М.: Советский художник, 1991.