12.09.2012

Бородай, Василий Захарович (1917-2010)

Путь В.З.Бородая в искусство был долог. С детства он стремился заниматься художественным творчеством, однако первую самостоятельную работу ему удалось создать в возрасте тридцати четырех лет. До этого Бородай сменил целый ряд профессий. Наконец, он принял решение посвятить себя любимому делу и поступил в Днепропетровское художественное училище. Именно от своих первых учителей — М.Панина и А.Жирадкова — Бородай впитал представление о структурном начале в скульптуре, о ее архитектоничности. Тогда же началось его увлечение творчеством В.Мухиной.

Между учебой в Днепропетровском училище и на факультете скульптуры Киевского художественного института пролегла война. Дипломной работой Бородая стал "Александр Невский" (1953). В этой работе мастер показал себя как ярко выраженный монументалист, стремящийся к обобщенной трактовке формы. Отныне Бородай всегда будет ставить перед собой масштабные задачи. Он мечтает о памятнике Богдану Хмельницкому в Виннице, принимает участие в создании монумента, посвященного 300-летию воссоединения Украины с Россией. В 1954 году Бородай совместно с М.Лысенко и Н.Суходоловым создает конный памятник Щорсу для Киева. О том, насколько идея конного монумента волновала скульптора, свидетельствует и выполненная им в ту же пору небольшая статуя "Иван Богун".

Еще в 1948-49 годах Бородай начал работать над замыслом памятника Лесе Украинке. Завершенная в 1957 году, статуя стала первой по-настоящему самостоятельной, зрелой работой мастера. Фигура уравновешена, стройна, легка, хорошо смотрится в пейзаже. В ней есть определенная обобщенность, выделяющая ее на фоне натуралистической скульптуры 1950-х годов. В образе замечательной писательницы Бородай добился ощущения внутренней свободы, эмоционального порыва.

С середины 1950-х годов портрет становится основным жанром в творчестве Бородая. В качестве моделей его неизменно привлекают творческие личности. В 1960 году Бородай выполняет портрет писателя Петро Панча. Во внешности писателя скульптор увидел особую пластическую выразительность и одухотворенность, донес до зрителя ощущение живого биения жизни. Голова писателя выступает из мраморной "шубы", так что портрет, по существу, представляет собой очень высокий горельеф. Этот композиционный прием Бородай повторит в портретах польского поэта Юлиуша Словацкого, композитора Льва Ревуцкого, поэта Павло Тычины. В тот же период Бородай создает своего "Бандуриста" — уже не портрет, но собирательный образ народа-творца. "Бандурист" — одно из самых удачных произведений Бородая, привлекательное своей "импрессионистической" манерой лепки.

С рубежа 1950-60-х годов начинается новый этап творческой биографии художника. Поездки в Венгрию (1959) и Египет (1961) необычайно расширили его кругозор, сообщили ему новые импульсы для творчества. Результатом поездки в Египет была выставка. Во время поездки Бородай очень много рисовал. Однако в экспозиции этюдов и набросков, выполненных с натуры, не было. Она была составлена из продуманных и завершенных произведений. И в портретных работах ("Стюардесса", "Рассыльный"), и в произведениях обобщенного характера ("Замечтавшийся", "Усталость", "Бедняцкая дума") Бородай показал свое умение видеть сквозь сегодняшний день глубокую древность.

Однако главное в творчестве Бородая, начиная с 1960-х годов и по сегодняшний день, — монументальные замыслы. Среди созданных им монументов — памятник партизанам-ковпаковцам в Яремче (1964), памятник советским чекистам в Киеве (1967). Заслуженный деятель искусств УССР, народный художник СССР, действительный член Академии художеств СССР В.З.Бородай неизменно участвует в конкурсах на крупные памятники.

О.Сугробова
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1992 год. М.: Советский художник, 1991.