Досси, Доссо (Ок. 1479-1542)
Настоящее имя Доссо Досси — Джованни де Лутеро. Год и место его рождения точно неизвестны. В начале 17 века о нем говорят как о художнике из Модены, города, принадлежащего герцогам Эсте. Вазари упоминает, что Доссо того же года рождения, что и великий поэт Возрождения Лодовико Ариосто, то есть 1479. Многие исследователи творчества Доссо Досси не согласны с этой датой, так как до 1512 года о его работе ничего не известно. Кроме того, отец Доссо, Никколо, придворный герцога феррарского Эрколе I, был еще жив в 1535 году, а три его дочери были совсем маленькими. Предполагается, что он родился на десять лет позже, около 1490 года. Ариосто не упоминает его имя в "Неистовом Роланде" в 1516 году, но включает имя Доссо и его брата Баттисты в издание 1527 года. Один из современников худож ника называет местом его рождения город Триент в Северной Италии. Возможно, что семья художника происходила из этого города, а сам он родился близ Мантуи, где у его отца были земли и вилла, носящая имя Доссии. Не исключено, что Доссо именно там увидел свет и в своем прозвище захотел сохранить память о месте, где он родился. Во всяком случае, известно, что в 1512 году он в Мантуе пишет "большую картину с одиннадцатью фигурами". Двумя годами позже он уже в Ферраре, где занят росписями комнат герцогского дворца. На службе у герцогов Эсте, Альфонсо I и Эрколе II художник проводит всю жизнь (с короткими перерывами). Оба сеньора неоднократно отзывались о нем как об очень приятном человеке, были даже дружны с ним и доверяли ему задачи дипломатического характера. В 1517 году он едет во Флоренцию "по делам сеньора", через год с такой же задачей — в Венецию. Альфонсо I хотел взять Доссо с собой в Испанию. Но нам неизвестно, осуществил ли он свое намерение. В 1519 году Доссо Досси сопровождал Тициана — гостя герцога — в Мантую, чтобы великий художник смог увидеть произведения Мантеньи. Это событие говорит о несомненной связи между двумя художниками, возможно, возникшей раньше, во время предыдущих пребываний венецианца в Ферраре или в Венеции, когда Доссо выполнял поручение герцога. Но совершенно очевидно сильное влияние Тициана и особенно Джорджоне на живопись Доссо Досси. Написанная в венецианских традициях картина Доссо "Нимфа и Сатир" долгое время считалась работой самого Джорджоне.
В 1520 году Доссо и его младший брат, часто помогавший ему в работе, побывали в Риме у Рафаэля. И эти впечатления не пропали для художника даром. Мощная пластическая лепка фигур, характерная для римской школы, видна в таких работах Доссо, как "Аполлон и Дафна" (Рим, галерея Боргезе).
В 1520-е годы художник создает большие алтарные образы для соборов в Модене и Ферраре, продолжает работу по украшению дворца Эсте, пишет для герцога пейзажи, натюрморты, картоны для шпалер, делает рисунки для майолик, декорации для празднеств.
Самый плодотворный период в творчестве художника — 1530-е годы. Он становится известным и часто покидает Феррару то по приглашению епископа Триента для росписи большого дворца, то по просьбе герцога Урбинского для украшения дворца в Пезаро. В этих работах уже появляются пейзажи, которыми Доссо удивил своих современников. Они имеют самостоятельное значение, конечно, в той мере, в которой это возможно в искусстве итальянского Возрождения. Фигуры людей сливаются с пейзажным фоном, они не только оживляют ландшафт, но и составляют с ним единое целое по настроению, романтическому духу. В пейзажах Доссо это своеобразное меланхолическое настроение создается мастерским чередованием света и тени, композиционным построением, основанным на сопоставлении вертикалей деревьев и башен сказочных городов с горизонталями лужаек и полей. Таковы его шедевры: "Цирцея" (Рим, галерея Боргезе), "Пейзаж с фигурами" (Москва, ГМИИ им. А. С. Пушкина), "Три возраста человека" (Нью-Йорк, музей Метрополитен), "Отправление аргонавтов" (Вашингтон, Национальная галерея). И хотя изображенный на этих картинах вид явно фантастичен и не имеет ничего общего с реальностью, он воспринимается нами как возможно существующий уголок природы. Фантастичность пейзажей Доссо, любовь к детали, пантеистический подход ко всему сущему, делающий и фигуру человека, и любой крохотный листок одинаково значимыми и наполненными поэзией, роднит его искусство с искусством Северной Европы. Но ощущение покоя, ясности, интимности и лирической замкнутости вызывает в памяти венецианские образцы этого жанра. В пасторали венецианского типа Доссо Досси добавил сказочность, романтический и повествовательный тон, претворив в собственный стиль. Цвет его картин становится иным, теплый тон сменяется светящимся, почти фосфоресцирующим. Стиль Доссо сложился, по-видимому, на почве венецианских традиций, пересекающихся с римскими и феррарскими (а через них — северными). Приверженность мастера "немецкой манере" была отмечена еще его современниками. И действительно, фантастический характер пейзажей Доссо, их сказочность вызывают в памяти картины Альтдорфера и Патинира. Работы последнего и картины Херри мет де Блеса Доссо мог видеть в собрании герцога. Кроме того, стоит упомянуть о том влиянии, которое на него могли оказать гравюры великого Дюрера, служившие предметом коллекционирования и почитавшиеся величайшей драгоценностью в Италии 16 века.
В поздний период творчества художник создает серии небольших полотен, в наши дни разбросанных по многим музеям мира. К ним относится "Колдовство", картина с неясным сюжетом, хранящаяся в галерее Питти во Флоренции. Многие работы Доссо носят условные названия, так как их сюжеты загадочны. Возможно, они навеяны образами "Неистового Роланда" Ариосто.
В 1541 году Доссо и Баттиста поехали в Венецию за красками для театральных декораций. Вернувшись, Доссо почувствовал себя усталым и больным. Он почти не работает, оставляя мастерскую на попечение младшего брата. В этом же году художник составляет завещание и в 1542 году умирает. Молодость Доссо Досси совпала с тем периодом, когда сошли со сцены большие художники Феррары, а вместо них работали второстепенные живописцы. Своим искусством он вернул Ферраре славу города, богатого художественными традициями.