Седлачек, Войтех (1892-1973)
Войтех Седлачек прожил длинную, заполненную постоянным трудом жизнь. Выработав свой неповторимый стиль, всегда легко узнаваемый, художник не изменял ему никогда. У себя на родине, начиная с 1925 года, он показал свои произведения на 27 персональных выставках. Его творчество знали и любили во многих странах мира. Картины принесли Седлачеку множество наград, он был удостоен самых разнообразных званий.
Живописец, график, иллюстратор, Войтех Седлачек родился в местечке Либчаны близ города Градец Кралове в Восточной Чехии. Этот город мог привлечь внимание будущего художника не только такими великолепными памятниками прошлого, как собор св. Духа (14 в.), но и интересными постройками в стиле модерн, созданными его современником, архитектором Яном Котеры (Гранд Отель и Городской музей). Их интерьеры были украшены живописью выдающегося мастера Яна Прейслера. Когда Седлачек в 1911 году поступил в пражскую Академию изобразительного искусства, Прейслер стал одним из ведущих его учителей. Другим был Макс Швабинский — крупнейший мастер офорта. Но следов прямого воздействия столь крупных индивидуальностей мы не обнаружим в творчестве Седлачека. Он рано сумел выработать свой собственный изобразительный язык.
Будучи еще студентом Академии, молодой художник вступает в члены старейшего общества "Умелеца Беседа", объединявшего крупнейших мастеров чешского искусства. Седлачек активно входил в художественную жизнь страны, стремясь быть выразителем социальных тенденций. Прежде всего, он видел их в неразрывной связи человека с землей. Долина набирающей силу реки Лабы, зеленые склоны Орлицких гор стали постоянными темами его произведений.
Если сравнивать пейзажи Седлачека, то можно заметить одну особенность, повторяющуюся из картины в картину. В них ощутимо присутствие человека, его теплое дыхание. Широкие поля на горизонте всегда завершают уходящие вдаль деревенские домики. Образы родной природы у Седла-чека лишены эпического пафоса. Они ближе задушевной мелодии народной песни.
Излюбленные материалы художника — крупноформатная бумага и темпера — позволяли ему непосредственно реагировать на вдохновлявшие его мотивы. Он проходил по листу основными тонами, нередко обрывая движение широкой кисти рваным мазком. Затем импульсивной линией художник быстро набрасывал крыши далекой деревни, размытые колеи проселочной дороги, разбросанные по равнине деревья. В картине "Осень на полях" (1933) извивающаяся дорога, редко обсаженная деревцами, уходит вдаль. На первом плане почти убранного поля широкая тачка, за которой ритмично движется крестьянка с мотыгой. Мотив деревенской околицы в картине "На уборку урожая" оживлен парой лошадей, запряженных в повозку. Серебристый "Пасмурный небосвод" (1950) повисает над щедро напоенной влагой землей. Прорывы света выхватывают зеркальные блики луж. Художник мастерски передал переходное состояние природы, аромат пряных испарений полей и зелени перелеска. Свежий весенний ветер гонит волны белых облаков в пейзаже "Май в полях". Ясностью мироощущения веет от нежной зелени травы. У вспаханной полосы земли — крестьянин с лошадью. Пробуждение новой жизни тонко подмечено в набухших почках молодых деревьев.
В конце своего творческого пути Седлачек создал одно из самых замечательных произведений — "Пастбище" (1970). Три коня, полных еле сдерживаемой силы, взволнованно кружат на просторе. Этот образ круговращения бытия звучит светлым жизнеутверждающим аккордом.