12.09.2012

Васильковский, Сергей Иванович (1854-1917)

Очарование украинской природы воплотили в своем творчестве многие замечательные художники 19 — начала 20 века: Т.Шевченко и В.Штернберг, А.Саврасов и А.Куинджи, Н.Пимоненко, С.Светославский и многие другие — каждый по-своему передал красоту южных ночей и залитых солнцем садов, раздолье степей и полноводных рек. Но, наверное, далеко не случайно именно Сергея Ивановича Васильковского особенно часто называют "певцом Украины". Действительно, этому потомку старинного казацкого рода удалось многообразно и поэтично, с глубоким проникновением в дух родной земли, запечатлеть ее "мелодику", связь с ней истории и духовной культуры украинского народа.

Васильковский родился на Харьковщине, в городе Изюме. Первоначальное общее и художественное образование он получил в Харькове, где окончил гимназию и рисовальную школу Д.Бесперчего и М.Раневской-Ивановой. В 1876 году Васильковский поступил в петербургскую Академию художеств, где его учителями стали известный пейзажист-передвижник М.Клодт и один из наиболее значительных представителей академического пейзажа того времени — В.Орловский, художник, чье творчество также было тесно связано с Украиной.

Первые работы Васильковского ("Утро", 1884; "После дождя", 1885) были еще очень тесно связаны с "академическими" принципами и носили "видовой" характер, сочетая подробный рисунок деталей и почти панорамный охват кулисно построенного пространства. Но в них уже чувствовалась особая лирическая интонация, живое чувство природы, присущее художнику.

После окончания Академии в 1886 году Васильковский уезжает в "пенсионерскую" поездку в Западную Европу. Посетив Англию, Испанию, Германию и Италию, он поселяется во Франции. Знакомство с современным французским искусством, дружба с талантливым художником И.Похитоновым, влияние любимых художником живописцев барбизонской школы помогли Васильковскому обрести большую раскованность, цветовое богатство. Исполненные им на Западе работы высоко оценивались французскими знатоками, выставлялись в "Салонах без жюри", а одна из них, "В Пиренеях" (1887), вскоре была приобретена П.Третьяковым для своей галереи. Но Васильковский, как это было характерно для многих российских художников того времени, не мог долгое время жить и работать вдали от родных просторов и в 1888 году вернулся в Харьков, предпочтя завершить четырехлетний пенсионерский срок путешествием по Украине. Он пешком обошел Харьковскую, Полтавскую и Екатеринославскую губернии и до конца жизни значительную часть времени проводил в поездках или в деревне на Донце, где, поддерживая дружеские отношения с крестьянами, очень много и плодотворно работал (всего им было создано около трех тысяч произведений).

Наиболее типичными для зрелого творчества Васильковского были пейзажные композиции, в которых присутствовали, часто как бы "растворяясь" в природе, непритязательные и в то же время поэтические жанровые мотивы ("Свидание. У плетня", 1894, и многие другие). При том что этот тип произведений вообще был характерен для "пейзажного видения" живописи конца 19 века, пейзажи Васильковского отличались "лица необщим выраженьем", тонкостью перламутровых цветовых сочетаний, соединением "уютности", гармоничности и широкой пространственности, полнокровием и свежестью "настроений". Васильковскому замечательно удавалась живопись неба, изображению которого он часто посвящал отдельные этюды. Причем все эти качества присущи не только его "большим" картинам ("Степная речка", 1890-е; "Вечерняя тишина", 1901), но и многочисленным почти миниатюрным работам, написанным на дощечках или картоне и отличающимся филигранной, многослойной, деликатной живописью.

Отличительным качеством произведений Васильковского была их особая "музыкальность",,Современники не случайно говорили о художнике, что если бы он не стал живописцем, то был бы артистом: он прекрасно пел, играл на нескольких. музыкальных инструментах, любил работать под пение кобзарей, и это ощущается в его работах, при всей реалистичности их образной системы нередко заставляющих вспоминать "мягкую" и в то же время раздольную мелодику украинских песен.

Вообще связь Васильковского с народным творчеством была тесна и разнообразна: он неоднократно изображал народные обряды и ярмарки, изучал изобразительный фольклор, что нашло отражение и в издании им совместно с Н.Самокишем альбомов "Из украинской старины" и "Украинский народный орнамент" (1912).

Постоянно присутствовала в его творчестве и тема героической истории украинского казачества, приобретавшая в его трактовке то романтически-приподнятую, то лирическую интерпретацию ("Казацкий пикет", 1888; "Казаки в степи", 1891; "Казачья левада", 1893; "Вой запорожцев с татарами", 1880-е), а в 1902-08 годах нашедшая и монументальное воплощение в исполненных Васильковским для Полтавского земства больших панно "Бой казака Голоты с татарином", "Избрание полковником Мартына Пушкаря" и "Ромоданский шлях".

Лирическая проникновенность сочеталась в личности Васильковского с просветительскими, общественно полезными устремлениями. Он возглавлял Харьковское художественное товарищество, участвовал в организации общедоступного художественного училища и городского музея, которому передал в дар около полутора тысяч произведений искусства, в том числе 1348 своих работ, а также завещал все свои сбережения (130 тысяч рублей). К сожалению, большая часть наследия художника сегодня не существует: в годы Великой Отечественной войны более тысячи его произведений сгорело вместе с музеем; погибли или исчезли и многие его работы, находившиеся в частных собраниях.

Вл.Петров
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1992 год. М.: Советский художник, 1991.