Каппьелло, Леонетто (1875-1942)
Итальянец по происхождению (он родился в Ливорно в 1875 году), Каппьелло стал одним из ярких представителей французской графики рубежа веков. Карикатурист, мастер афиши, автор эскизов для панно и ковров, этот художник воплощал многие характерные черты эпохи модерна, или ар нуво, как называли этот период в искусстве Франции.
Каппьелло не получил художественного образования. Его единственным учебником была издавна хранившаяся в семье коллекция старых литографий, которые будущий художник копировал, одновременно усваивая умение упрощать форму и обобщить рисунок. Первые карикатуры Каппьелло выполнил на родине, а в 1898 году он переехал в Париж, и его рисунки, выразительно передающие характерный облик многих светских знаменитостей, писателей, актрис, быстро завоевали себе место на страницах столичных журналов.
Среди тех, кого изображал Каппьелло, — Анри де Ренье, певица кафе-концерта Полер (псевдоним Эмилии-Мари Бушо), японская актриса, выступавшая в известном театре Лои Фуллер — Сада Якко, Иветт Гильбер, Р. Леонкавалло, поэт Хосе-Мария Эредиа, известный маршан С.Бинг. Некоторые из персонажей, которых рисовал Каппьелло, более знакомы любителям искусств по рисункам и картинам Анри де Тулуз-Лотрека. Но Каппьелло были чужды та глубина психологического раскрытия образа и то скрытое трагическое напряжение, которые чувствуются в творчестве Лотрека. Контраст черного и белого, лаконичный силуэт сближают манеру художника с приемами другого известного мастера того времени — Феликса Валлотона, но по сути своей манеры Каппьелло остается уникальной. Свои рисованные портреты Каппьелло делал с натуры, наблюдая за актерами на сцене или зрителями в зале (в театре собирался весь бомонд и был наилучший выбор моделей). Эти первоначальные наброски, часто исполненные на визитной карточке или на обороте программки, были очень маленького размера. Наутро, работая в мастерской, художник несколько раз перерисовывал портрет все в большем масштабе, пока не доводил его до желаемого размера. Среди моделей Каппьелло был известный парижский сноб и эстет, поэт граф Робер де Мон-тескью. Им восхищался Марсель Пруст, описавший его под именем господина де Шарлю в романе "В поисках утраченного времени": "Мраморная белизна заливала его лицо; у него только нос был большой, а другие черты тонкие... это был — в чистом виде — один из Германтов; это была статуя Паламеда XV в усыпальнице комбрейской церкви".
Величественность и женственность, надменность и лукавство, изящество и интеллектуализм — весь широчайший спектр индивидуальных проявлений личности, своего рода каталог светских "масок", под которыми поэты или их поклонники, появляясь в обществе, прятали свои истинные чувства, раскрывается в рисунках Каппьелло рубежа веков.
После 1904 года Каппьелло оставляет работу над графическими портретами и отдается искусству.афиши. Насвистывая, напевая мелодии Вагнера или Бетховена, он ежедневно с десяти утра принимался рисовать в мастерской, которая помещалась на верхнем этаже дома на улице Лешателье, где чета Каппьелло прожила около сорока лет.
Идея воплощения сюжета в афише приходила ему внезапно, иногда даже ночью, поэтому возле его кровати всегда были приготовлены перо и бумага. "Я ищу, я делаю и переделываю арабеску, в которую должен быть заключен мой сюжет; найдя, что надо, я уже больше ничего не изменяю. На следующее утро я ее повторяю в немножко увеличенном размере и на этот раз в красках и, наконец, я исполняю работу в окончательном размере". Каппьелло гордился тем, что его произведения — афиши — украшают станции метро и улицы. Он говорил: "Художник афиши должен быть прежде всего строгим и бдительным стражем эстетики улицы, поскольку афиша, как только она перестает быть средством информации, становится действенным средством воспитания толпы. Не будем забывать о том, что наша роль художников — создавать немножко радости и немножко счастья".
Каппьелло получил широкое признание как художник уже в молодости, когда его рисунки были известны всему Парижу, но и в дальнейшем, когда сменился стиль жизни и на небосклоне французского искусства взошли многие новые звезды, Каппьелло продолжал успешно работать. О признании его творческого гения свидетельствует тот факт, что в 1937 году для Всемирной выставки в Париже ему было заказано панно "Движущая сила" (эта огромная работа, семи метров в высоту, к сожалению, не сохранилась). И даже самый маленький набросок Каппьелло, сделанный на визитке, несет в себе такую силу обобщения, что нимало не теряет и в монументальном воплощении.
Имя Каппьелло куда менее известно за пределами Франции, чем имена его великих современников — французских живописцев, чьи произведения украшают лучшие музеи мира. Тем не менее высокая культура его художественного мастерства, умение следовать раз и навсегда выбранному пути, чуткость к переменам в окружающем мире — все эти черты, которые мы находим в наследии Каппьелло, могут помочь нам не только понять значение его творческой индивидуальности, но и вообще особый уровень развития изобразительного искусства, которым отличался Париж в начале столетия, когда этот город стал средоточием расцвета многих талантов двадцатого столетия.