12.09.2012

Мельхиор, Иоганн Петер (1742-1825)

Иоганн Петер Мельхиор известен как один из наиболее плодовитых и крупных мастеров немецкой фарфоровой пластики второй половины 18 столетия.

Скульптор родился в деревушке Линдорф близ Берга 12 октября 1742 года в семье крестьян Петера и Марии Мельхиор. Его художественные наклонности проявились рано, и по совету местного священника родители отдали его в обучение к скульптору. Отец и мать умерли, когда мальчику было шестнадцать лет. После смерти родителей Иоганн отправился сначала в Дюссельдорф, затем в Аахен, где обучался у лучшего скульптора в городе — Бооса.

Самостоятельная деятельность Мельхиора начинается после переезда в Майнц в 1765 году. Здесь, в старейшей резиденции епископа, работали крупные немецкие скульпторы Пфафф и Юнкер и были собраны художественные ценности. Это способствовало формированию стиля молодого мастера. Одной из первых работ скульптора стал памятник курфюрсту Эмерику Иозефу (ок. 1770). Он представляет собой овальный медальон с портретом курфюрста в окружении путти. Один путто поднимает драпировку, скрывавшую медальон, другой разворачивает свиток. Мотивы, характерные для позднерокайльной скульптуры, здесь звучат по-новому благодаря уравновешенной спокойной композиции и плавности контура. Затем последовали другие монументальные работы — памятник старшему пастору собора Карлу Эмерику Францу, статуя настоятеля собора Адама фон Фехенбаха. Позднее, в 1774 году, для майнцского собора было выполнено надгробие Эмерика Йозефа. О других значительных произведениях майнцского периода, кроме "Распятия", хранящегося во франкфуртском музее, ничего не известно.

Благосклонность и покровительство майнцского курфюрста способствовали становлению и развитию творчества Мельхиора и в мелкой фарфоровой пластике. С 1767 года мастер начинает работать как скульптор-модельер на фарфоровой мануфактуре в Хёхсте, принадлежавшей мейнцскому курфюрсту. Традиции фабрики сложились при Л.Руссингере, типичном скульпторе рококо. Мельхиор поддержал эту традицию. Одна из первых скульптурных работ для мануфактуры — "Китайский император" — выполнена в 1770 году. Эта расписная глазурованная композиция всецело отвечает принципам рокайльной фарфоровой пластики середины 18 века и по теме ("шинуазри"), и по пластической разработке темы. В середине 1770-х годов он создает модели для фарфора — "Распятие", "Пара музыкантов", "Старая кокетка", "Испугавшиеся дети", изображения персонажей итальянской комедии масок. Многие композиции проникнуты сентиментальным и морализаторским духом, не свойственным рококо. Одновременно он обращается к античным темам, изображая весь Олимп в грациозных позах рококо. Среди них можно выделить рельеф "Андромеда и Прометей" 1772 года, а также многократно повторяемую им композицию "Венера и Амур". Уже в конце 1760-х годов Мельхиор обращается к неглазурованному фарфору — бисквиту, своей матовой белой поверхностью напоминающему античные мраморы.

Подлинным новаторством Мельхиора в немецкой фарфоровой пластике этого времени явилось обращение к жанру портрета, трактованному в античном духе. Среди выполненных в Хёхсте портретов — барельеф и бюст курфюрста Эмерика Иозефа Майнцского, его брата Франца Людвига фон Брайдбаха, барельефы скульптора Пфаффа и его супруги, первый из автопортретов мастера. Портреты выполнялись в глазурованном расписном фарфоре, для них характерны натуралистическая трактовка лица, мелкая деталировка формы и тяготение к классицистической упорядоченности. О портретном мастерстве Мельхиора высоко отозвался берлинский скульптор-модельер Диттмер.

В ранней пластике скульптора прослеживается живописный симбиоз различных традиций — барочных, рокайльных, неоклассицистических.

В 1774 году умер покровитель Мельхиора курфюрст Эмерик Иозеф. После его смерти майнцский двор постепенно охладел к скульптору и проявил даже некоторую враждебность. Вскоре мануфактура пережила экономический кризис. Эти обстоятельства вынудили скульптора искать новых заказчиков и покровителей. Через посредничество друзей он был назначен модельером на фарфоровую мануфактуру во Франкентале, основанную еще в 1775 году и, как Хёхст, выпускавшую продукцию по моделям в формах рококо.

Мельхиор значительно повлиял на тематический репертуар и стилистические особенности фарфоровой пластики Франкенталя. В этот период в творчестве Мельхиора пропали яркие краски, им на смену пришли ровные глазурованные группы, затем все более предпочитаемые скульптором бисквиты. Жанровые сценки уступили место сентиментальной античной идиллии, известной в Германии по стихам Гесснера, его современника. Некоторое влияние на него оказала деятельность Севрской мануфактуры во Франции, которую он посетил осенью 1779 года перед окончательным переездом во Франкенталь. Портретная тема стала преобладающей. Он выполнял портреты, следуя некоей сложившейся схеме. Как правило, профильное погрудное изображение помещалось в строгий овал. Фон нейтральный, иногда слегка тонированный, часто покрывался мелким точечным рельефом, подчеркивающим гладкость рельефных частей изображения.

Еще в Хёхсте он выполнил портрет Гете с надписью "Творцу "Страданий юного Вертера" от его друга Мельхиора, 1775, исполнено с натуры", портрет, который нравился поэту. Во Франкентале он повторил его и создал портреты родителей Гете и его окружения. В1786 году он сделал еще один портрет Гете в более строгих формах, утяжелив композицию аллегорическими атрибутами. К этому же периоду относятся портреты курфюрста Карла Теодора, маркграфини Софии Каролины фон Бранденбург-Кульмбахской и других. К монументальным работам этого времени относится статуя Иоанна Непомука (1784).

Мельхиор проработал во Франкентале почти пятнадцать лет, и этот период стал временем расцвета таланта и деятельности мастера. Оформились и окрепли классицистические черты творчества скульптора, изменившие направленность деятельности всей мануфактуры.

Мельхиор выступал и как теоретик искусства. Его первое, изданное анонимно, сочинение "Опыт видимого благородства в изобразительном искусстве" (1780), "Художник у алтаря граций", "Автобиография" 1810 года и многие другие статьи и описания продолжают традицию немецкой эстетической мысли второй половины 18 века и наряду с опусами М.Э.Фальконе имеют важное значение для теории скульптуры этого времени.

Благополучие франкентальского периода сменила полоса тягот и разочарований на рубеже 1780-90-х годов. Трагедия в семье (смерть жены около 1789 года), ухудшение физического самочувствия совпали с политическими неурядицами: началась война с Францией. Осенью 1793 года он вместе с лучшими мастерами и своим учеником Адамом Клером был вынужден покинуть Франкенталь, куда вскоре вошли французские войска. Сначала скульптор переехал в Маннгейм, затем два года с осени 1797 провел в Нюрнберге, где пережил смерть двоих сыновей. И хотя в 1799 году он наконец вновь вернулся к деятельности скульптора-модельера на фарфоровой мануфактуре в Нимфенбурге, события 1790-х годов оставили незаживающие раны в его душе, лишили его радости и ощущения полноты жизни, что сказалось и на его творчестве.

В Нимфенбурге мастер проработал до пенсии в 1822 году. Мельхиор прежде всего возвратился к формам и моделям франкентальского периода, его первые работы выполнены по старым моделям (портреты курфюрста Карла Теодора и членов королевской семьи). Среди лучших работ в Нимфенбурге женские и детские портреты, два автопортрета, барельеф с изображением Наполеона I. Он отдает предпочтение бисквиту и алебастру. Появляется библейская и евангельская тематика в медальонах "Моисей" и "Христос", олицетворяющих Старый и Новый Завет, "Мария и Христос". Однако в целом в произведениях Мельхиора заметны холодность и жесткость, расчетливая схема, лишенная внутренней жизни. Его портреты приобретают характер работ, выполненных в металле. Его модели лишены жизненности и непосредственности, которыми отличалась лучшая продукция Франкенталя. Это особенно ощущается в группе "Амур и Психея" 1804 года и в "Аллегории на день рождения принца Максимилиана Иосифа Фридриха фон Банерна". Все лучшее осталось в прошлом столетии.

С.Морозова
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1992 год. М.: Советский художник, 1991.