Каразин, Николай Николаевич (1842-1908)
Писатель, журналист, художник, военный, имеющий ордена и золотое оружие, — так может быть представлен Николай Николаевич Каразин. Это имя было хорошо известно широкой читательской и зрительской аудитории второй половины 19 века. Н. Н. Каразин родился 27 октября 1842 года в Харьковской губернии, в просвещенной дворянской семье: его дед, В.Н. Каразин, был основателем Харьковского университета. Детство будущего художника прошло в подмосковном имении отца; именно там он начал заниматься рисованием, увлекся литературой.
Двадцати лет от роду Каразин поступил на военную службу, сначала в Московский кадетский корпус, а затем в Казанский драгунский полк. Интерес к художествам, однако, не покидал его, он посвящал рисованию большую часть свободного времени и даже вышел на два года в отставку: с 1865 по 1867 год Каразин посещал вольнослушателем Академию художеств, где занимался под руководством академика батальной живописи Б.П.Виллевальде. Но страсть к путешествиям, поиск новых знаний и впечатлений заставили молодого художника вновь поступить на службу в войска Туркестанского округа.
Принимая участие в Бухарском походе, Каразин с глубоким интересом наблюдал незнакомую жизнь степных народов. Так появился на свет первый очерк "От Оренбурга до Ташкента", сопровожденный множеством рисунков, иллюстрирующих рассказ. Эти материалы были опубликованы в 1868 году. Они интересны в первую очередь с бытописательской и этнографической точки зрения: художник со всем доступным ему умением воспроизводил различные национальные типы, кочевья и караваны, базары и улицы средне азиатских городов.
В 1870 году Каразин сделал, наконец, окончательный выбор между искусством и воинской карьерой. Он подал в отставку и всецело посвятил себя художественной и литературной деятельности. В периодических изданиях начали появляться рисунки Каразина, привлекавшие зрителя остротой сюжетов, занимательностью изобразительного языка. Среднеазиатская, "туркестанская" тема на значительное время осталась главной в творчестве художника. В 1874 году Каразин получил предложение участвовать в научной экспедиции, исследующей русло Амударьи. Поездка дала художнику колоссальный материал; он создал серию рисунков карандашом и пером, последовательно повествующих о работе экспедиции. Эти рисунки, предназначенные для экспедиционного журнала, были показаны в 1875 году в залах Географического общества, а затем на международных географических выставках в Париже и Лондоне и принесли их автору первое официальное признание. Через четыре года он стал членом Русского географического общества.
В 1876 году началась сербско-турецкая война, и Н.Н.Каразин отправился в Сербию военным корреспондентом. Сербские репортажи сделали его имя известным не только в России, но и за рубежом, поэтому во время русско-турецкой компании 1877-78 годов рисунки Каразина, присланные с фронта, публиковались как в отечественных, так и в иностранных иллюстрированных изданиях.
В 1885 году Каразин обратился к президенту Академии художеств с просьбой оказать содействие в деле создания серии картин из истории Туркестана. Посетив еще раз Среднюю Азию, художник приступил к исполнению своего замысла и в течение пяти лет создавал цикл из семи картин, представляющих батальные сцены и этапы продвижения русских войск в Хивинском походе. Произведения Каразина, выполненные в технике масляной живописи, грешат зачастую излишней, утомляющей глаз пестротой и любовью к подробностям, которые, будучи уместны в репортажах и этнографических зарисовках, в картине приобретают назойливый оттенок.
Значительно более удачными выглядят опыты Каразина в акварельном рисунке. Примечательна акварель "Пожар Большого театра", где художник в полной мере демонстрирует особенности современной ему видописной акварели.
Значительную часть художественного наследия Каразина составляют иллюстрации, созданные к различным литературным произведениям. Его особенно привлекала литература романтического направления. Современники хорошо знали и ценили рисунки Каразина к таким сочинениям, как "Страшная месть" Гоголя, "Светлана", "Епископ Гаттон", "Наль и Дамаянти" Жуковского, "Метель", "Медный всадник" и "Утопленник" Пушкина. Иллюстрируя произведения писателей-романтиков, художник ищет приемы, соответствующие стилю повествования, прибегая к сильным световым эффектам, контрастным сочетаниям цветов. В конце столетия Каразин принимал участие в создании альбомов рисунков на сюжеты известных литературных произведений. Так, им были выполнены рисунки к роману Л.Н.Толстого "Война и мир", иллюстрации к сборнику "Женщины русских писателей", В 1890-91 годах Каразин проделал ягромную работу по оформлению книги Э. Э. Ухтомского "Путешествие на Восток", включившую 210 листов иллюстраций. Большое внимание художник уделял оформлению собственных литературных трудов — романов, повестей, сказок, очерков ("В камышах", "Двуногий волк", "Тигрица", "Мои сказки").
29 октября 1907 года Н.Н.Каразин был избран членом Академии художеств. Однако в последние годы жизни, катастрофически теряя зрение, художник был вынужден отказываться от предлагаемой работы.
Н.Н.Каразин скончался в Гатчине 6 декабря 1908 года и был похоронен на кладбище Александро-Невской лавры.