12.09.2012

Юдовин, Соломон Борисович (1892-1954)

Путь в искусство С.Б.Юдовина, родившегося в местечке Бешенковичи Витебской губернии, начался в школе-мастерской Ю.М.Пэна. Этому замечательному человеку обязаны пробуждением таланта многие художники, уроженцы Витебска и окрестностей, — Пэн, как известно, учил детей бедноты бесплатно и воспитал не одно поколение живописцев, обогативших и советское и мировое искусство.

Получив первичную подготовку, Юдовин в 1910 году поступил в петербургскую Рисовальную школу Общества поощрения художеств, где проучился три года, посещая одновременно студию М. Д. Бернштейна и Л. В. Шервуда. Свое художественное образование он дополнил в мастерской М.В.Добужинского в Петрограде (1916-18). Заметное влияние на. творческое становление Юдовина оказало его участие в нескольких историко-этнографических экспедициях по собиранию произведений еврейского народного искусства. Впечатления, полученные во время путешествий по городам и местечкам черты оседлости, впоследствии послужили основой для создания многих графических листов.

В1918 году молодой художник возвратился из Петрограда в Витебск. Здесь знаменитый ученик Пэна, Марк Шагал, получив мандат наркома А.В.Луначарского, с поразительной энергией вел огромную общественную работу — революционные начинания комиссара искусств касались всех сфер художественной жизни. В Витебске возникла высшая художественная школа, были организованы выставки, собрана коллекция музея современного искусства, открылись мастерские, обеспечивавшие праздничное оформление города и выполнение работ по ленинскому плану монументальной пропаганды. Юдовин много работал в отделе искусств, которым руководил Шагал, украшал город к годовщинам Октября и майским торжествам, его произведения появлялись на местных выставках. Юдовин выступал также в качестве художника самодеятельного красноармейского театра, руководил живописной мастерской в Витебском художественно-практическом институте (1922-23).

Сотрудничество с приехавшим в Витебск по приглашению Шагала Л.М. Лисицким (1919), который вскоре организовал графическую печатную мастерскую, дало возможность Юдовину изучить техники тиражной графики. В эти годы, годы Гражданской войны, молодой художник отдает предпочтение линогравюре, имевшей в силу ее простоты и сравнительной доступности материалов, наиболее широкое практическое применение. Активно работая в местной прессе, Юдовин нарезал на линолеуме многократно используемые клише с агитационно-пропагандистскими сюжетами, карикатурами на политические темы — они появлялись и в качестве листовок-оттисков, и в качестве иллюстраций стенных газет и журнала Витебского отделения РОСТА. Знаменательным событием в жизни Юдовина стал выпуск первой книги-папки с циклом линогравюр "Еврейский народный орнамент", изданной в Витебске в 1920 году. Темы, почерпнутые из народного искусства, будут интенсивно разрабатываться Юдовиным и в будущем: с 1924 по 1941 год мастер исполнил несколько десятков гравюр, объединенных в цикл под тем же названием.

В 1924 году Юдовин переехал в Ленинград. Его увлекла филигранная строгость деревянной гравюры, и хотя первые опыты в ней относились к витебским годам, именно в Ленинграде произошло окончательное становление художественного языка графика — отныне большинство произведений будут исполняться Юдовиным преимущественно в технике ксилографии. Быстрые успехи молодого художника в торцовой гравюре ввели его в круг графиков, группирующихся около известных мастеров петербургской-ленинградской школы, А.П.Остроумовой-Лебедевой и П.А.Шиллинговского.

Весь 1925 год был отдан Юдовиным подготовке к изданию цикла гравюр "Старый Витебск", куда вошли и ранние работы. Облик этого удивительно живописного города с обилием старинных храмов, расположенного на холмах по берегам Двины и Витьбы, был увековечен многими художниками — М.В.Добужинским, Г.К.Лукомским, Ю.М.Пэном, Р.Р.Фальком, не говоря уже о Шагале. Витебск в гравюрах Юдовина обладает своей оригинальностью, незаимствованной выразительностью. Экспрессивные жанровые сценки, напряженно контрастные городские пейзажи с домишками, крутыми улочками, изображения прославленных церквей и костелов вошли в первую монографию о творчестве художника — книгу И.П.Фурмана "Витебск в гравюрах С.Юдовина", напечатанную на белорусском языке в Витебске в 1926 году. Для этого издания Юдовиным были исполнены и элементы книжного оформления: обложка, буквицы, заставки.

Книга и книжная иллюстрация стали основными сферами художественной деятельности Юдовина. До начала Великой Отечественной войны он проиллюстрировал несколько десятков книг — среди них "Наследство" И. Колтунова (1932), "Книжники" М.Чернокова (1933), "Повести" Н.Гоголя (1935), "У Днепра" Д.Бергельсона (1935) и др.

В 1938-39 годах график работает над большим циклом иллюстраций к роману Л.Фейхтвангера "Еврей Зюсс". Как известно, немецкий писатель был противником иллюстрирования своих книг, поэтому, приступив к работе, Юдовин послал ему несколько первых оттисков. Знаменитый романист откликнулся письмом, в котором высоко оценил юдовинские листы: "Сердечно благодарю Вас за Ваше письмо и особенно за прекрасный подарок, сделанный Вами, — за Ваши гравюры. Я уже написал издательству, какими исключительно талантливыми я считаю Ваши гравюры. Вы правы в том отношении, что мои принципиальные возражения против иллюстрирования моих книг гравюрами на дереве и металле касаются "Еврея Зюсса" в меньшей степени, чем других моих книг. Итак, я согласен с тем, чтобы Вы иллюстрировали эту книгу. Это обрадовало бы меня". Уже готовая книга с иллюстрациями Юдовина издана не была.

На протяжении 1930-х годов мастер несколько раз обращался к созданию циклов станковых гравюр — в 1933 году он выпустил серию из четырех листов "Оборона Петрограда в дни наступления Юденича". Сюита гравюр "Былое" объединяла произведения 1921-28 и 1938-39 годов. Самой же впечатляющей работой Юдовина в области станковой графики явилась серия из восьми ксилографии, созданная художником в осажденном городе в первые месяцы блокады, — "Ленинград в дни Великой Отечественной войны". Скорбная красота героического города, его трагедия и жизнестойкость продиктовали художнику величественный строй больших листов, чья аскетичная черно-белая гамма лишь усиливала и углубляла эмоциональность художественного образа, придав ему звучание реквиема и гимна.

В 1942 году Юдовина вывезли из блокадногл Ленинграда. Два года эвакуации художник провел в старинном селении Карабиха под Ярославлем, неразрывно связанном в русской культуре с именем Н.А. Некрасова. Серия лирических пейзажей "Некрасовские места. Карабиха" была выпущена в свет уже после смерти автора — в 1956 году.

В конце 1944-го Юдовин возвратился в Ленинград. Потрясения, пережитые страной и великим городом, требовали дальнейшего художественного осмысления — около четырех лет Юдовин работал над листами, продолжавшими тему цикла "Ленинград в дни Великой Отечественной войны". Изданная в полном составе серия (1948) стала заметным художественным событием в советском искусстве.

В последние годы жизни пошатнувшееся здоровье не позволяло мастеру заниматься гравюрой на дереве — все чаще и чаще он обращался к тональным рисункам карандашом и пером. Иллюстрирование книг по-прежнему его самый любимый вид искусства — с небольшими промежутками появляются "Рассказы" Н.Тихонова, "Набоб" А.Доде. Последней работой Юдовина стали рисунки к "Хижине дяди Тома" Г.Бичер-Стоу, над которыми мастер работал в последние месяцы жизни. Скончался С.Б.Юдовин 5 декабря 1954 года.

А.Шатских
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1992 год. М.: Советский художник, 1991.