12.09.2012

Кербель, Лев Ефимович (1917-2003)

В этом году исполняется семьдесят пять лет со дня рождения Льва Ефимовича Кербеля — народного художника СССР, действительного члена Академии художеств СССР, лауреата Государственной и Ленинской премий СССР.

Л.Е.Кербель родился в селе Семеновка Черниговской губернии, детство и юность провел в Смоленске. От отца он унаследовал любовь к рисованию, лепкой же начал заниматься еще в школьные годы. В 1935 году будущий скульптор приезжает в Ленинград и поступает в подготовительный класс Всероссийской Академии художеств, где учится у Г.Шульца и В.Богатырева. В 1937 году Кербель переводится в Москву, в Художественный институт им. В.И.Сурикова. Здесь его педагогами были В.Домогацкий и Р.Иодко.

Еще будучи студентом Кербель задумывает крупномасштабные произведения, принимает участие в конкурсах. Он работает над проектом памятника Горькому, монументальным рельефом "Армения" для советского павильона на Международной выставке в Нью-Йорке. Наиболее же значительной работой скульптора в предвоенные годы стал проект памятника Маяковскому. Студенческую работу Кербеля отметили И.Грабарь и И.Шадр.

Обучение Кербеля в институте прервала война. В годы войны он много работал над созданием военно-агитационных плакатов и листовок. Вместе с другими студентами вступил в бригаду оборонно-политического плаката, руководимую Д. Моором. В 1942 году молодой скульптор становится военным художником Политуправления Северного флота. Наиболее значительным из созданного в ту пору стал цикл скульптурных портретов летчиков ("Летчик Н.Бокий", "Летчик Б.Сафонов"). Мастерство Кербеля вырабатывалось в трудных условиях. Он тренировал свой глаз и руку на многочисленных беглых зарисовках, учился работать быстро, схватывать в модели самое основное, характерное.

Летом 1945 года командование группы советских войск в Германии вызывает Кербеля в Берлин и поручает ему совместно с В.Цигалем создание ряда монументов. Наиболее значительной работой стал памятник героям штурма Берлина в Тиргартене, над которым Кербель и Цигаль работали совместно с архитектором Н Сергиевским. Общая высота памятника более 20 метров. Статуя воина возвышается на вертикальном пилоне. По обе стороны пилона — мраморные колонны с мемориальными досками, на которых высечены имена погибших. Темная бронза скульптуры выразительно сочетается со светлым серовато-розовым мрамором.

Только после войны Л.Е.Кербель получил возможность завершить обучение в институте. Дипломной работой скульптора стало произведение на подчеркнуто мирную тему — "Трудовые резервы" (1947). Послевоенное десятилетие в творчестве Кербеля было отмечено созданием многочисленных портретов военных, рабочих, колхозников. Вторая половина 1950-х годов — серией портретов представителей зарубежной интеллигенции ("Джо Уоллес", "Джеймс Эндикотт"). Начало 1960-х годов — серией портретов космонавтов. В творчестве Кербеля всегда важное место занимала работа в области монументальной скульптуры. Им выполнен ряд памятников и надгробий.

В 1950-е годы в творчество Кербеля вошел образ Маркса. В 1958 году скульптор принял участие в конкурсе на лучший проект памятника Марксу для Москвы, и в 1961 году гранитный монумент занял свое место на площади Свердлова. Новое обращение к образу Маркса произошло в конце 1960-х годов, когда по заказу общественности города Карл — Маркс-Штадта в ГДР скульптор создает проект архитектурного комплекса центра города и памятник. Неоднократно Кербель обращался и к образу В.И.Ленина. Им созданы памятники Ленину в Горках Ленинских (1960), Полтаве (1960), Софии (1971), Гаване (1983), на Октябрьской площади в Москве (1985).

О.Сугробова
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1992 год. М.: Советский художник, 1991.