Клодт, Петр Карлович (1805-1867)
Имя П.К.Клодта известно не только знатокам искусства. Его "Кони", созданные для Аничкова моста в Санкт-Петербурге, стали одним из символов города. Они и теперь участвуют в его жизни, соседствуя бок о бок с шумно движущейся толпой на Невском проспекте. "Кони" Клодта воспринимаются органично не потому, что нас отделяют от них лишь полтора столетия, но потому, что они словно вобрали в себя естественную красоту природы и широту творческой натуры создавшего их мастера.
Петр Карлович Клодт фон Юргенсбург родился в родовитой титулованной семье военного. Его отец — боевой генерал, участник войны 1812 года, служил начальником штаба Отдельного Сибирского корпуса и жил с семьей в Омске. Детство Клодта прошло в Сибири, и биографы отмечают его рано проявившуюся страсть к лошадям, когда он подолгу исчезал в киргизских степях, разъезжая верхом. Возможно, под руководством отца, художника-любителя, он начал зарисовывать лошадей.
После смерти отца в 1817 году вдова с детьми перебралась в столицу. Мальчики, согласно семейной традиции, должны были идти по стопам отца. В 1822 году Петр поступил в Артиллерийское училище. После пяти лет учебы он, получив офицерский чин и едва поступив в учебную артиллерийскую бригаду, отказался от военной карьеры. Выйдя в 1828 году в отставку, он целиком посвятил себя искусству. Страсть к рисованию и скульптуре не покидала его и в училище. Он постоянно упражнялся в рисовании и вырезал перочинным ножом лошадей, стремясь изучить строение коня, его позы и повадки. Но теперь его занятия приобрели систематический характер. Он начал копировать антики и работать с натуры, а в 1830 году поступил вольнослушателем в Академию художеств. Система преподавания в Академии мало соответствовала, а подчас противоречила новым тенденциям в русской художественной культуре 1830-х годов, так же как не соответствовали ей позднеклассицистические принципы в искусстве, превратившиеся в набор приемов и штампов. Более важным для Клодта было сближение с художнической средой. В Академии он познакомился со скульпторами А.О.Орловским, С.И.Гальбергом, С.С.Пименовым и В.И.Демутом-Малиновским.
Ему, Пименову и Демут-Малиновскому был сделан заказ на Колесницу Победы для Нарвских триумфальных ворот, воздвигнутых в дереве еще в 1814 году Кваренги и перестроенных В.Стасовым в камне в 1829-33 годах. Клодт выполнил глиняную модель, представляющую летящую во весь опор шестерку лошадей, впряженную в колесницу, которой правит богиня с лавровым венком в протянутой руке. Уже через год модель была выполнена в меди скульптором Пратом.
Но известность Клодту принес не этот крупный заказ, а мелкая статуарная пластика. Он выполнял многочисленные гипсовые статуэтки для продажи, и они пользовались столь большим спросом, что уже в начале 1830-х годов он стал популярным не только в России, но и за границей. Его основной темой стали животные, пластику которых он отрабатывал на основе натурных зарисовок. Впоследствии он устроил небольшой зверинец у себя дома. У него жили петух, кот, собака, лиса, обезьяна. В его комнате можно было встретить даже лошадь. Львов, слонов и других экзотических животных он рисовал в Зоосаде. Клодт создал анималистический жанр в России, подобно тому как во Франции его родоначальниками были Бари и немного позже Мен.
Любимым животным Клодта всегда оставалась лошадь. Он изображал ее бесконечное число раз, изучая движения лошадей, фиксировал их скачущими, взвивающимися на дыбы, идущими рысью или шагом, отдыхающими. Среди его лошадей — кавалерийские кони и тяжеловозы, извозчичьи рысаки, старые, иссохшие от труда клячи и резвые жеребята. Он вглядывался в лошадь, как вглядываются в человека. Он занимался анатомией лошади, даже самостоятельно препарируя ее и отливая части в гипсе, и итогом этих трудов стала анатомическая фигура лошади, которую он выполнил как учебное пособие для Академии художеств. Его поиски жизненной достоверности, ясности и конкретности художественного образа отвечали передовым тенденциям искусства того времени.
История конных групп Аничкова моста относится к началу 1830-х годов. В 1832 году Николай I, покровительствовавший Клодту, поручил ему выполнить две конные группы для Адмиралтейского бульвара. И хотя уже через год обе модели были выполнены и одобрены в Академии художеств, работы отодвинулись. В конце 1830-х годов к этой идее вернулся сам художник, предложив украсить скульптурными группами Аничков мост, перестраивавшийся по проекту инженера А.НГотмана. Когда же в 1838 году он вылепил первую группу в большом размере и подготовил ее к переводу в бронзу, умер единственный в то время в России крупнейший мастер художественного литья В.П.Екимов, и Клодт, слушавший когда-то его лекции в Академии, взял на себя отливку групп. Он стал первым в России скульптором, освоившим литейное дело. Клодт внес в него ряд усовершенствований, которые позволяли уменьшить затраты металла, устранить необходимость дальнейшей чеканки и исправлений и научился отливать статуи не по частям, а целиком. В дальнейшем он отливал не только свои, но и чужие модели, в числе которых были рельефы и статуи для Исаакиевского собора и памятник князю Владимиру в Киеве работы В.И.Демут-Малиновского. Ко времени завершения Аничкова моста были отлиты две бронзовые и две парные подобные им гипсовые статуи, тонированные под бронзу.
20 ноября 1841 года состоялось торжественное открытие памятника. В этот день к скульптору пришла слава. Успех конных групп был сравним разве что с триумфом "Гибели Помпеи" К.П.Брюллова. Критик того времени писал, что они открыли "поистине новый мир в искусстве. Скульптор явился в них столь сильным, что, подобно возничему, мощно осаждающему коня по своему хотению, он взял эту часть искусства и решительно своротил ее своею рукой с ложной дороги на настоящую дорогу натуры". Группы сразу же приобрели известность в мире. Их вторые экземпляры Николай I подарил прусскому королю, под руководством самого скульптора они были установлены по обеим сторонам главных ворот королевского дворца в Берлине. Третьи бронзовые отливы, исполненные в 1843-44 годах, были подарены королю обеих Сицилии (сейчас они находятся в Неаполе у входа в дворцовый сад). В середине 1850-х архитектор А.И.Штакеншнейдер украсил еще одними бронзовыми отливками Каменный Бельведер на Бабьем Гоне в Петергофе. Чугунные отливки были выполнены в 1840-е годы для подмосковных Кузьминок — имения князей Голицыных. Клодта избрали почетным членом Берлинская, Римская и Парижская Академии художеств. Известные европейские художники Ф.Крюгер, О.Верне коллекционировали его статуэтки, а немецкий скульптор Христиан Раух специально приезжал в Петербург для изучения творчества Клодта.
Однако история оформления Аничкова моста на этом не закончилась. Скульптор не хотел в четвертый раз отливать одни и те же группы и в продолжение четырех лет работал над новыми композициями. В 1850-е годы третья и четвертая группы заняли свои места. В результате был создан цельный классический ансамбль, в котором сюжет — покорение коня человеком — последовательно развивается во времени и в пространстве. От западных групп к восточным постепенно нарастает драматизм борьбы лошади и человека. Поздние группы отличаются от первых. Если первая группа отмечена сдержанностью движения, то во второй оно усиливается, так что возничий с трудом сдерживает вздыбившегося на полном скаку коня, в третьей группе движение вступает в самую острую фазу борьбы, которая в последней группе завершается подчинением коня человеку. Основная точка зрения — боковая — позволяет оценить мастерство скульптора в ритмических повторах, в красоте стройного, строго замкнутого силуэта, плавности контуров, ритмического соответствия просветов и массивных частей групп, в мастерстве упругой, могучей лепки. Они одновременно созвучны и линиям классической архитектуры, и оживленному движению улицы.
Популярности Клодта способствовало и его личное обаяние. "Это был человек чисто русский, открытый, прямодушный; мягкосердечный, весельчак и хлебосол, глубоко отзывавшийся на всякую нужду".