12.09.2012

Буль, Андре Шарль (1642-1732)

Если мерить удачливость художника репутацией, которую он имел при жизни, и известностью, которую сохранило его имя после смерти, "первый краснодеревщик короля" Андре Шарль Буль может быть отнесен к счастливцам. Не только врожденное дарование и великолепное мастерство стяжали ему почет современников, но и положение, которое ни один краснодеревщик не занимал ни до, ни после него. Благосклонная судьба дала его имя целому виду мебели, что сохранило ему доныне такую популярность, которой немногие могут похвалиться. Имя Буля носит муниципальная школа, оно внесено в таблицу на Бирже труда в Париже среди имен художников, наиболее прославивших Францию. Его работы известны во всем мире и хранятся в музеях и крупнейших частных коллекциях. Буль был, пожалуй, единственным мебельщиком, никогда не выходившим из моды. Вот уже более четверти тысячелетия в разных концах Старого и Нового Света не перестают создаваться тонкие подражания, примитивные стилизации, а то и прямые подделки под Буля.

Подобный успех и устойчивая репутация не могут быть обеспечены только талантом и достоинствами даже такого мастера, как Буль. Не лишено основания мнение, что, работай Буль столетием раньше или позже, он не был бы столь велик. Действительно, мало кому из художников случалось столь вовремя появиться на свет, так точно избрать путь, соответствующий характеру дарования, следовать по нему всю жизнь, никогда не уклоняясь, и вместе с тем сохранить до конца ту особую живую гибкость мысли, которая одна способна придать каждому последующему произведению свежесть и новизну, даже если они исполнены как бы в одном русле. Та редкая полнота реализации себя как художника, которая отличает Буля, имеет две причины. Во-первых, его талант совершенно гармонировал с требованиями "Великого века" — эпохи Людовика XIV. Во-вторых, он начал свою карьеру, когда в развитии искусства мебели назревал радикальный перелом: отмирало старое, идущее еще от средневековья, понимание мебели и ее места в интерьере, почти не измененное Ренессансом, и рождалось новое, в основных чертах актуальное даже до наших дней.

Мебель до Буля отчетливо делится, в сущности, на два вида искусства, разных по происхождению. Первый вид, — так сказать, столярная мебель, вырезанная из простых местных пород дерева, чаще даже неокрашенная, что не мешало ей быть дорогой и изысканной, а не только обиходной. Делали ее те же мастера, что изготовляли оконные переплеты, резные панели, а порой и деревянные части каркаса здания. Тесно связанная с архитектурой, столярная мебель была как бы ее производным, что сказывалось на формах вещей. Другой вид мебели — некрупной, очень изящной, покрытой инкрустациями из дорогих экзотических пород (эбена, красного дерева), слоновой кости, перламутра — происходит от инкрустированных ларчиков и мелких поделок, первоначально завозившихся с Востока. Ее принципы противоположны принципам "архитектурной" мебели: она стремится быть не конструктивной, а украшающей и украшенной, ее место — не обширные помещения, а маленькие кабинеты. Реформа Буля состоит именно в том, что он придал изящной мебели "архитектурность", свойственную столярной, а тем самым и размах, соответствующий стилю "Великого века", вывел ее из интимных покоев в парадные залы и галереи, сохранив в то же время ее утонченную украшенность. В поисках декора, соответствующего новым формам, он совершенствует один из видов "маркетри" (наборного украшения поверхности мебели), получивший его имя.

Андре Шарль Буль родился в Париже. Может быть, он не достиг бы столь многого в искусстве, если бы его отец сам не был потомственным, причем незаурядным, краснодеревщиком. По свидетельству современников, юный Буль "имел от природы все необходимое для занятия изящными искусствами... Вкус этого превосходного художника склонял его посвятить себя живописи, но его отец, краснодеревщик, понуждал его следовать своему ремеслу, которое он должен был впоследствии прославить, и достигнуть... совершенства превосходнейшего и доселе неведомого как его отцу, так и всем, кто ему предшествовал".

Двадцати двух лет от роду Буль уже имеет звание мастера. Ему отводят квартиру в Лувре, где жили лишь "самые знатные сеньоры и самые превосходные художники королевства". В 1672 году умирает "первый краснодеревщик короля" Жан Масе, и Кольбер предлагает Людовику XIV отдать освободившееся место Булю, "который искуснее всех в Париже". Буль сотрудничает со знаменитым художником-орнаменталистом Жаном Береном, чьи эскизы отличались сложностью и изысканностью замысла. Любимой мебелью мастера становятся кабинеты и комоды. Последние он видоизменяет, поставив их на высокие ножки. Стенки мебели Буль украшает наборными панно из кусочков фанеры разноцветных пород дерева. Великолепные букеты пышных и тяжелых садовых цветов кажутся написанными искусным живописцем, настолько тонко подобраны по цвету и фактуре частицы деревянной мозаики. Но главное, чем прославился мастер, — это "маркетри" из тонких пластинок бронзы или латуни в сочетании с панцирем черепахи. Чтобы фигурная пластинка из одного материала без зазоров вошла в отверстие в другом, Буль перед началом работы наклеивал на лист латуни лист черепахового панциря и выпиливал сквозной арабесковый орнамент. Разделив листы, получали не одно, а два одинаковых панно для парной мебели; но на одном предмете фон был черепаховый, а узор — латунный, на другом — фон латунный, узор — черепаховый. На металл и черепаху наносили тонкий гравированный рисунок. По краям панно и на углах накладывались профилированные бронзовые бордюры. Извилистые металлические узоры фона, подобно золотистым струйкам, стекались к центру композиции; кажется, что из их сплетения, как тяжелая набухающая капля, возникает скульптурная бронзовая головка фавна, фигура Аполлона или улыбающееся женское лицо в ореоле лучей. Так сделаны самые знаменитые произведения Буля, в том числе по королевскому заказу, например, "брачная корзина" для наследника престола — изящный сундучок для подарков на высоких ножках.

Своей огромной и процветающей мастерской, всегда заваленной заказами, Буль руководил один. Лишь в возрасте 78 лет, в 1720 году, когда пожар уничтожил и помещение, и запасы материалов, и коллекцию, он берет в компаньоны своих четырех сыновей и вместе с ними вновь налаживает дело. Однако старый мастер продолжал держать бразды правления вплоть до 82-летнего возраста, а потом передал их сыновьям, не переставая, впрочем, работать. Умер Буль в блеске славы, окруженный почетом. Мастерская его существовала еще несколько десятилетий.

Сильная, порой причудливая фантазия художника присуща Булю — и ровная уверенность ремесленника, в основании которой не только личное умение, но и особый, "родовой" опыт. Его может дать лишь длинная династия предков-краснодеревщиков, он как бы проникает в кровь, входит через детские впечатления от жизни отцовской мастерской. Никакое образование в более зрелом возрасте неспособно заменить такой опыт, оно может его лишь продолжить. Тип, который являет собою Буль, возникает лишь в переломный момент развития искусства, когда художник еще прочно опирается на ясные, веками отработанные, укоренившиеся в толще традиций принципы и приемы старого искусства — и в то же время окрылен приоткрывшимися новыми горизонтами и неизвестными возможностями.

Значение Буля не исчерпывается тем, что создано им самим. Он определил тот путь, по которому пошло в дальнейшем развитие мебельного искусства: сближение столярной мебели и мебели, изготовлявшейся краснодеревщиками. Рококо времен Людовика XV еще продолжает совершенствовать технику маркетри из экзотических пород, но уже эпоха Людовика XVI будет использовать вместо маркетри сплошной лист фанеры, как бы имитирующий естественный спил дерева, свойственный столярной мебели, а отделочным элементам придаст вид архитектурных деталей. Наполеоновская эпоха позаимствует у столярной мебели наиболее мощные и лапидарные формы, делающие вещь подобием архитектурного сооружения, и даст новую жизнь крупным скульптурным накладкам из бронзы. В период Реставрации фанеровка красным деревом будет заменена фанеровкой из местных пород — тех, из которых изготовляли и столярную мебель. "Переодевание" завершится. Затем в моду войдет действительно столярная мебель, в формах, которые она имела до Буля.

О.Баташова
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1992 год. М.: Советский художник, 1991.