12.09.2012

Лесюэр, Эсташ (1617-1655)

Во французской живописи стиль классицизма наиболее ярко воплотился в картинах Н.Пуссена и К.Лоррена, в восприятии современников и потомков их творения заслоняли собой произведения других художников. Между тем как эти мастера жили и работали в Италии, в Париже появилась целая группа очень своеобразных художников, расцвет творчества которых падает на 1630-50-е годы. К их числу принадлежат Э.Лесюэр, Р.де Ла Гир, С.Бурдон, П.Миньяр, Ж. Стелла.

Эсташ Лесюэр сформировался в мастерской С.Вуэ, у которого учились многие художники этого поколения. Однако истинным учителем Лесюэра можно по праву назвать великого мастера итальянского Возрождения Рафаэля. Для большинства французских художников эпохи классицизма именно Рафаэль воплощал идеал классической гармонии и ясности, к которому они стремились. Для того чтобы лучше изучить произведения Рафаэля и других живописцев Высокого Возрождения, французские мастера, по традиции, совершали путешествие в Италию. Лесюэр составляет исключение из правила: он никогда не выезжал за пределы Франции и произведения Рафаэля были знакомы ему прежде всего по гравюрам, а также по тем картинам Рафаэля и его школы, которые были представлены во французских собраниях. Однако из всех художников этого поколения, пожалуй, именно Ле-сюэру удалось наиболее глубоко постичь самый дух искусства Рафаэля. Недаром современники называли его "французским Рафаэлем".

Второй художник, оказавший значительное воздействие на живопись Лесюэра, — Никола Пуссен. В целом ряде источников 18 века говорится, что Лесюэр сблизился с Пуссеном в 1640-42 годах, когда он по приглашению Людовика XIII приезжал в Париж. Хотя современные исследователи сомневаются в том, что личное знакомство художников действительно состоялось, тем не менее знание Лесюэром творчества Пуссена и влияние Пуссена на его искусство — факт бесспорный. Одно из наиболее красноречивых доказательств того — картина Лесюэра, написанная по рисунку Пуссена, который датируется как раз временем пребывания Пуссена в Париже. Имеется в виду композиция Лесюэра "Святое семейство", известная в нескольких вариантах (Лондон, Национальная галерея; Шантийи, музей Конде; рисунок Пуссена находится в коллекции замка Виндзор).

Однако, несмотря на влияние Рафаэля и Пуссена, а также воздействие искусства С.Вуэ, манера живописи Лесюэра с самых первых произведений отличается индивидуальной выразительностью. Одна из первых крупных работ Лесюэра — это написанная в 1630-е годы серия картин на сюжеты из поэмы венецианского автора конца 15 века Франческо Колонна " Сны Полифила ", предназначенная для дальнейшего перевода в гобелены. По сравнению со стилем С.Вуэ, который был ведущим мастером французской школы в те годы, стиль Лесюэра отличается гораздо большей рафинированностью и элегантностью. В его живописи преобладает линейное начало, причем линии рисунка в картинах Лесюэра текучие, плавно круглящиеся, а композиционное решение часто стремится к изысканному арабеску. Художник предпочитает гладкую, иногда почти лощеную фактуру, в колорите преобладают яркие, холодные оттенки, особенно белые, интенсивно-голубые и голубовато-фиолетовые. Он часто прибегает к цветовым контрастам, противопоставляя, например, голубой желтому.

Женские образы ранних мифологических картин Лесюэра полны чувственной прелести. Он любит пышные, хотя не лишенные изысканности формы. В одной из самых известных картин Лесюэра "Спящая Венера и амур" ("Сан-Франциско, Музей изобразительных искусств) и поза Венеры, и пропорции фигуры, и стилизованный характер рисунка поразительно напоминают одалисок Энгра, созданных на два столетия позже. Лицо богини любви на картине Лесюэра погружено в тень, а фигура, напротив, ярко освещена, что придает композиции особую эффектность. Недаром Энгр в 19 веке так искренне восхищался живописью Лесюэра.

Картины Лесюэра с их яркими светлыми красками и стилизованным, изысканным рисунком отличаются декоративностью. Закономерно, что художник ярко проявил себя в декорации интерьеров, тем более что эта сфера деятельности всегда занимала во французской школе живописи очень почетное место. Наиболее известны декоративные панно, исполненные Лесюэром в 1640 году для отеля Ламбер, построенного архитектором Л.Лево. Для так называемого "кабинета Амура" художник написал плафон и серию панно на сюжеты из истории Амура. Другая серия панно отеля Ламбер была предназначена для "кабинета муз" (сейчас обе серии находятся в Лувре). В декоративных панно для "кабинета муз" особенно ярко дает о себе знать влияние живописи Рафаэля. В самом деле, поразительно, каким образом Лесюэр, никогда не видевший Ватиканских Станц Рафаэля, мог настолько проникнуться духом искусства великого итальянского художника. "Три музы: Клио, Эвтерпа и Талия" — это не просто механическое подражание "Парнасу" Рафаэля, но глубоко осмысленная, индивидуальная интерпретация искусства Высокого Возрождения. Можно говорить об определенном внутреннем созвучии живописи Рафаэля и Лесюэра.

Дарование Э.Лесюэра было многосторонним. Он писал не только мифологические картины и декоративные панно, о которых речь шла выше, но и выразительные портреты, он был также незаурядным мастером религиозной живописи. Картины Лесюэра на религиозные сюжеты принадлежат к лучшему из того, что было создано французскими художниками 17 века в этом жанре. Около 1648 года Лесюэр выполнил серию из 22 картин, изображающих различные эпизоды из жизни св. Бруно, которая была предназначена для монастыря картезианского ордена в Париже (сейчас все картины серии находятся в Лувре). В этих произведениях появляется интерес к внутренней жизни героев, психологизм, которого не было в картинах на мифологические сюжеты. Картины, повествующие о жизни святого, удивительно искренни, преисполнены тишины, спокойствия и внутренней сосредоточенности. Невольно хочется сравнить их с произведениями замечательного испанского художника Ф.Сурбарана, который также выполнил серию картин, посвященную истории жизни св. Бруно.

К числу наиболее выразительных портретов Лесюэра принадлежит так называемая "Встреча друзей" (Париж, Лувр) — групповой портрет, на котором изображены друзья художника, в том числе знаменитый парижский музыкант лютнист Дени Готье. Портрет вводит нас в непринужденную атмосферу дружеского сообщества художников, музыкантов и артистов, которых, говоря современным языком, мы бы назвали художественной богемой.

Официальная карьера Э.Лесюэра складывалась весьма благополучно. У него не было недостатка в заказах. Он быстро завоевал признание современников. В 1648 году Лесюэр был в числе художников, основавших Королевскую Академию живописи. И лишь ранняя смерть прервала развитие его таланта.

К сожалению, последующая судьба произведений Лесюэра не была столь благополучной. Выполненные им декоративные ансамбли, вроде декорации отеля Ламбер, были разрознены, а панно хранятся теперь в запасниках музеев. Многие картины Лесюэра, упоминаемые в документах, не сохранились; они были либо уничтожены, либо утратили авторство, и известны теперь в лучшем случае по гравюрам.

Такова была судьба многих художников 17 века, так что исследователям французской живописи предстоит еще немало сделать, чтобы раскрыть во всей полноте и разнообразии искусство Э.Лесюэра.

Е.Шарнова
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1992 год. М.: Советский художник, 1991.