12.09.2012

Пискарев, Николай Иванович (1892-1959)

Творческая биография Николая Ивановича Пискарева неразрывно связана с процессом становления советского изобразительного искусства.

Тонкий лирик в рисунке, виртуозный мастер-ксилограф, в совершенстве владевший искусством иллюстрации, он работал в широком диапазоне гравюрных техник. Но, пожалуй, самым дорогим, любимым делом, делом всей жизни стало для Н.И.Пискарева искусство книги.

Н.И.Пискарев родился в мещанской семье в городе Бежице бывшего Брянского уезда Орловской губернии. Обнаружив художественные способности сына, родители отправляют его в Москву учиться. Так в возрасте 11 лет Николай оказался в стенах Строгановского художественно-промышленного училища. В 1909 году по окончании мастерской чеканки по металлу он получает звание мастера окульптуры.

Поворотным моментом в поиске своего места в искусстве для молодого художника стало вступление в графическую мастерскую, организованную при училище (1909) талантливым педагогом, мастером-новатором С.С.Голоушевым. Впоследствии, творчески развив идеи своего учителя, Пискарев разработал новую концепцию оформления книги массового тиража, выдвинул идею предварительного макетирования, ставшего в наше время непременным условием выпуска полиграфической продукции. Занимая должность профессора наборно-типографского, а позднее книгопечатного отделения графического факультета Вхутемаса (1921-30), Н.И.Пискарев воспитал не одно поколение художников-полиграфистов, получивших одновременно художественное образование и глубокие технические знания.

Исходным моментом, проливающим свет на характер творчества молодого мастера, послужила серия архитектурных видов Москвы и Петрограда, исполненная в технике цветной линогравюры (1911-14), вошедшей в то время в моду. Поэзия архитектурных форм, растворенных в сумеречном воздухе короткого зимнего дня ("Петроград. Академия художеств", 1914), тающих в розоватой дымке затяжного дождя ("Петроград. Александрийский театр", 1914), провинциальный колорит московских задворок ("Москва", 1914) — вот главный интерес художника. Недвижное бытие городских пространств, излюбленных уголков, замкнутых в своей завершенности, не требует присутствия человека. Мир этих гравюр совершенен, наполнен вечным и непреходящим. Небольшой формат, чуткое использование сближенных неярких тонов, фактуры тисненой бумаги ("Петроград. Михайловский замок", 1914; "Москва", 1914) — все выдает руку вдумчивого сформировавшегося мастера. К этой серии примыкает исполненный с тем же настроением офорт "Черемушки. Имение Якунчиковой" (1914).

Интерес к цвету, выявлению первичных структур мира характерен для феодосийского периода жизни художника (начиная с 1916 и 1920-21). Он создает серию рисунков (акварель, гуашь, темпера) окрестностей Феодосии. Спокойные переливы старых гор, яйлы, прерываемые отвесными скалами, сходящимися в ущелья ("Холмы в окрестностях Феодосии", 1918), вневременность, космичность, пустынность ("Крымский пейзаж", ок. 1920), воскрешающая в памяти пейзажные фрагменты мастеров кватроченто, античная ясность и прозрачность округлых склонов, опоясанных крепостной стеной, замерших у самого края светлых бухт ("Пейзаж с генуэзской крепостью", ок. 1920), влекут к философским раздумьям, спокойному созерцанию.

Ряд графических листов того же периода наполнен настроением борьбы, противостояния человека и разбушевавшейся стихии ("В бурю. Челн", 1919, цв. линогравюра). Художник любуется потоками ветра, рвущими кружевной дамский зонтик на фоне величественно-прекрасной картины смятенных древесных крон ("Ветер", 1918, цв. линогравюра). Лист 1919 года на тот же сюжет ("Гроза", офорт, акватинта) проникнут идеей покорности судьбе. В этих пейзажах, необходимо включающих одинокую человеческую фигуру, отразилось состояние художника, оказавшегося в трудных условиях (болезнь, недостаток самого необходимого, межвластие).

Преклонение перед талантом К.Ф.Богаевского, фантастический мир его полотен, поиск обновленной формулы античности, знакомство с М.А. Волошиным, несомненно, оказали влияние на творчество Н.И.Пискарева. Проникнутый духовной, созидающей мир материей солнечного света "Киммерийский пейзаж" (1921, акварель, гуашь, графит, карандаш) — яркий тому пример. Это один из лучших рисунков художника, в котором он находит неповторимую меру геометрической стилизации дорогих сердцу реалий крымского побережья.

Лаконичный, светоносный, точный и поэтичный стиль найдет свое продолжение в прекрасных гравюрах на дереве — книжных иллюстрациях, экслибрисах, поражающих разнообразием и ювелирной тонкостью работы, заставках, буквицах, пригласительных билетах. Мотив мощного светового потока, проникающего основные элементы пейзажа, выявляющего или растворяющего форму, вносящего динамизм в лирический мир гравюры, станет неотъемлемой частью многих работ мастера (А.В.Луначарский "Освобожденный Дон Кихот", шмуцтитул ко II картине, 1922. Фронтиспис к каталогу выставки произведений К.Ф.Богаевского, 1927. Леонардо да Винчи "Книга о живописи", фронтиспис, 1933).

Одной из важнейших работ зрелого периода стало для Пискарева оформление романа Л.Н.Толстого "Анна Каренина", исполненное по предложению Клуба редких изданий в Нью-Йорке (1930-32). Роман издан в двух томах, вложенных в специальную коробку. Каждая из восьми частей снабжена шмуцтитулом, заставкой, акцидентными украшениями. Все элементы оформления были тщательно продуманы, бережно включены в ткань повествования. Ограниченное условиями договора число иллюстраций (19) способствовало тому, что художник остановился на лирической стороне произведения (линия Левина и Кити) и почти полностью отказался от драматических эпизодов. Техника, избранная для иллюстраций (цв. ксилография, до трех досок), чрезвычайно редкая и сложная, как нельзя более соответствовала общей интонации издания. Н.И.Пискарев погружает читателя в атмосферу меланхоличной русской природы (заставка к главе I части третьей), размеренного течения деревенской жизни. Пафос изображаемых пространств, не поддержанный энергией цвета, конструктивным построением листа, призван передать внутренний мир любимых героев Толстого.

Вместе с тем в иллюстрациях к "Анне Карениной" отразились новые поиски художника, тяга к живописной повествовательности, проявившаяся в его ксилографиях второй половины 1930-х годов (А.С.Пушкин "Повести Белкина": "Гробовщик", заставка, 1936; "Метель", заставка, 1936).

В 1940-50-е годы Пискарев создает ряд станковых работ, много времени отдает эстампу. Гуаши, пастели, гравюры на органическом стекле, линолеуме, цветные акватинты содержат подробный рассказ об увиденном, характерные черты трудного для страны времени.

В конце жизни художник обращается к вечным проблемам бытия, в сдержанной, иногда чуть небрежной форме выражая неумолимость времени ("Осень. Листопад", 1954, цв. линогравюра), пытается лирически осмыслить единство прошедшего и предстоящего ("Лоси на дороге. Подмосковье", 1957, цв. линогравюра).

Николай Иванович Пискарев умер в Москве 12 марта 1959 года и похоронен в Звенигороде, где провел последние годы жизни.

И.Трофимов
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1992 год. М.: Советский художник, 1991.