12.09.2012

Грунд, Норберт Йозеф Карел (1717-1767)

В одном из залов Национальной галереи в Праге, расположенной в монастыре св. Иржи в Пражском Граде, обращает на себя внимание один стенд. На его теплой терракотовой поверхности экспонируются маленькие жемчужины-картинки. После бурных многометровых композиций Карела Шкре-ты, Яна Лишки, Петра Брандля, Антонина Керна переход к произведениям почти миниатюрным требует определенных зрительных усилий. Это работы Норберта Грунда, одного из самых притягательных мастеров эпохо рококо.

Норберт Йозеф Карел Грунд родился в Праге в семье художника. Мальчик рос в доме, известном своими художественными традициями. Один из его братьев был живописцем, другой — скрипачом, третий — арфистом при дворе вюрцбургского архиепископа в Баварии, где позднее окажется и сам Грунд и, вероятно, встретится с Дж.Б.Тьеполо, работавшим над стенными росписями.

Двадцати лет от роду молодой художник отправился в Вену для пополнения образования. Сейчас трудно представить себе, как развивался талант Грунда. Во всяком случае, в Вене на него мог оказывать влияние Франц де Пауль Ферг, работавший в жанре сюжетных миниатюр. Вероятно, он обратил внимание начинающего художника на живопись голландцев, воздействие которой мы ощущаем в работах Грунда. В годы учения он побывал в Италии, в частности в Венеции. Известно также, что он посетил Германию.

В 1751 году, вернувшись на родину, Грунд женился, а год спустя был принят в Малостранский живописный цех. Можно предположить, что Прагу он больше не покидал, всецело посвятив себя творчеству и воспитанию многочисленных детей. Бытовая сторона его жизни отражена в автопортрете (ок. 1750, Национальная галерея, Прага) и полной снисходительного юмора и доброжелательности картине "Мастерская художника с портретом автора в кругу семьи" (1752-54, частное собрание, Прага). Маэстро в минуту отдыха развлекает игрой на скрипке жену со скачущим на ее руках ребенком.

Наследие Грунда нелегко классифицировать. Его работы не подписаны и в большинстве своем не датированы. Многие из них несут на себе следы различных влияний. В некоторых явно заметны склонность к тем голландским мастерам, которым была внутренне близка культура Италии. Это Ф.Вауверман и Н.Берхем. От первого он взял композиционные приемы размещения стаффажа, другой воздействовал на высветление его палитры. Крестьянские пляски близ корчмы перекликаются с аналогичными сценами Тенирса. Художник не прошел мимо французского галантного жанра. Многие картины А.Ватто и Н. Ланкре были ему знакомы по широко распространенным гравюрам Кошена. "Качели" Грунда (Национальная галерея, Прага, вариант — Эрмитаж, Ленинград) вызывают в памяти близкие работы Ватто и Фрагонара. Одно из лучших произведений во "французском стиле" — "Танцовщица менуэта" (Прага). Среди геометрических боскетов парка на фоне трехъярусного фонтана танцует дама. Кокетливо поддерживая края ослепительного красного платья, любительница танцев делает очередное па под аккомпанемент играющего на лютне кавалера. Сцена дополнена изображением подвывающей собаки и детской пары, со смехом пародирующей развлечения взрослых.

Грунд ненавязчиво вовлекает зрителя в сопереживание настроения, создаваемого картиной. В итальянизированном пейзаже с гаванью (Музей изобразительных искусств, Будапешт) он, используя традиционные элементы декораций (башни, руины, скалы), свободно расположенные фигурки стаффажа, эффекты утреннего освещения, создает ощущение гармонии тишины и покоя. Живописная поверхность произведения оставляет впечатление того чувственного наслаждения, которое испытывал художник в процессе работы.

Грунд часто писал библейские сцены, отличающиеся от светских композиций лишь добавлением мелких "исторических" аксессуаров ("Ангел и Товий"). Черты холодноватого классицизма ощутимо проявились в его более поздних работах — "Нимфы, венчающие фавна", "Суд Париса", "Селена и Эндимион" (все — Национальная галерея, Прага).

Сотни миниатюр (размеры дощечек между 9 и 30 см в высоту), вышедших из его мастерской, поражают однозначностью отношения мастера к своему труду. Один из современных исследователей отметил, что художник "создавал почти массовые, обладающие, однако, высокой художественной культурой, небольшие картины..." Его камерное творчество было ориентировано на любителя искусств, наслаждавшегося раритетами в тиши своего кабинета. Интимный характер произведений Грунда в первую очередь отвечал скромным потребностям бюргеров. Незатейливые пейзажи и сценки привлекали возможностью личного эмоционального соучастия.

Грунд не создал школы. Но его кабинетные картинки нашли большое количество подражателей и фальсификаторов. После его смерти художественный рынок стал заполняться многочисленными копиями. Популярности художника во многом способствовали репродукционные гравюры Яна Бальцера.

Творчеству Норберта Грунда отдавали дань уважения многие настоящие почитатели его таланта. Надо полагать, что в первую очередь на них ориентировал свои работы художник. Известно, что в собрании известного ювелира Якуба Кобервайна находилось сорок его работ. На обороте пейзажа "Уборка урожая" сделанная по-немецки надпись свидетельствовала, что картина была исполнена с натуры (!) для коллекционера. Произведения живописца собирали монахи знаменитых цистерцианских монастырей — Вышебродского, Страговского, Осецкого. Люди самых разных профессий сохраняли наследие Грунда. Это — физиолог И.Прохазка, строитель Л.Хергет, позднее винодел и торговец Хлумецки, имевший свыше семидесяти работ художника. Но лучшей была коллекция врача Й. Хозера, которую он в 1843 году передал Обществу патриотических друзей искусства. Именно она стала основой собрания Грунда в пражской Национальной галерее. Своими знаниями о замечательном представителе чешского рококо мы обязаны художнику и теоретику Яну Квирину Яну, который уже в 1775 году в Лейпциге напечатал статью о творчестве Норберта Грунда, воздав должное своему собрату по искусству.

М.Красилин
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1992 год. М.: Советский художник, 1991.