12.09.2012

Гроттер, Артур (1837-1867)

Биография Артура Гроттгера легко складывается в романтическую легенду. Блестящий художник и пламенный патриот, он жил недолго — всего тридцать лет. Его талант был рано признан, но ему не удалось избежать нужды. Его картины узнала вся Польша — "бард восстания", Гроттгер был создателем живописного образа трагического Январского восстания 1863 года. Он пережил возвышенную любовь, "любовь великих людей, одну из величайших и прекраснейших в истории", по словам его друга. Он умер от болезни художников — чахотки, вдали от родины.

Первым учителем Артура был его отец, Ян Гроттгер, в прошлом студент Венской академии художеств и участник Ноябрьского восстания в Польше в 1830 году. Неудивительно поэтому, что первая датированная работа Гроттгера, исполненная в 1847 году, представляла повстанческую сцену. В 1849 году он был уже во Львове, где учился у живописца Яна Машковского, а позже и у известного мастера Юлиуша Коссака. Год спустя за акварель "Въезд во Львов императора Франца Иосифа" юному художнику монархом назначена была стипендия. В пятнадцать лет Артур Гроттгер поступил в краковскую Школу изящных искусств, а в 1855 году переехал для продолжения образования в Вену. Он брал уроки также у М. Швинда в Мюнхене, из всех учителей оказавшего на него, пожалуй, самое значительное воздействие. Внешние события его короткой жизни легко перечислить — в 1864 году он совершил путешествие в Венецию, затем жил в имении своего покровителя графа Станислава Тарновского в Галиции; в 1866 году встретил Ванду Монне, одаренную музыкантшу, писательницу и художницу, ставшую вскоре его невестой. В конце 1866 года он отправился в Париж, не предчувствуя, что из этого последнего путешествия ему не суждено будет вернуться.

Гроттгер с молодости был художником ценимым и признанным. И необычайно работоспособным — его наследие складывается из десятков рисунков, акварелей, картин, среди которых — портреты, несколько жанровых сцен, исполненных с большим юмором, и главным образом исторические композиции — род живописи, чрезвычайно существенный для польского искусства 19 века, создающий образ единого национального прошлого в раздробленной разделами стране.

В 1861-62 годах Гроттгер исполнил первые из своих известных циклов рисунков, посвященные национальным патриотическим манифестациям в Варшаве, — "Варшава I" и "Варшава II". Вдалеке, в Вене, ему удается с патетической силой воссоздать атмосферу единства и настроение возбуждения, торжества и печали. "Я вложил в эти работы все, что думал, что чувствовал, что люблю больше жизни, — писал художник. — Странно, что немцы не могли понять, как я, не двигаясь из Вены, умею так все чувствовать: словно бы возможно, чтобы поляк забыл, как любят отчизну". Рисунки исполнялись с мыслью об их воспроизведении и широком распространении; вторая серия предназначалась для экспонирования на Всемирной выставке в Лондоне.

В 1863 году появились девять листов графического цикла "Полония", навеянных событиями Январского восстания 1863 года. Это важнейшее событие польской истории прошлого века по-разному оценивали и оценивают историки. Многие из них склонны считать его действием неоправданным и несоразмерным трагическим последствиям, плохо продуманным и слабо организованным; не имевшим шансов на успех порывом к свободе и национальной независимости. "Пошли наши в бой безоружными..." — пелось в одной из повстанческих песен, — действительно, это был бой без оружия, без ясной программы, способной сплотить все прогрессивные силы общества, без союзников; сражение, начавшееся в эйфорическом ощущении возможности невозможного и завершившееся разгромом, кошмаром виселиц, могил и сибирской каторги. Роль Гроттгера в создании национального мифа о восстании особая — художник был творцом его зрительного образа и поэтики. Гроттгеровские работы, которые благодаря сотням литографий и репродукций присутствовали едва ли не в каждом польском доме, воплощали дух происшедшего — идею свободы и борьбы за нее, моральную правоту побежденных и их духовную победу, одержанную несмотря на военную неудачу; преклонение перед, трагической исторической судьбой народа, драматический пафос и бессильное отчаяние, благородство и траур.

Если цикл "Полония" можно назвать хроникой народных событий, то следующий за ним цикл "Литуания" (1864-66) окрашен мистицизмом и показывает судьбы отдельных героев — лесника и его жены. Судьбы, вплетенные в историю, судьбы проигравших, которых ожидает каторга или смерть, а единственное утешение и надежду приносит молитва. Тяжкая атмосфера безнадежности открывается уже в первом листе — "Пуща", — представляющем видение Смерти с косой, скользящей в лесной чаще, — по слухам, перед восстанием многим являлся такой пугающий призрак — предвестник поражения и гибели.

Общую долю разделила и семья Гроттгеров — его брат Ярослав был сослан в Сибирь за участие в восстании. Сам Артур, отдаленный от событий расстоянием (он находился в Вене), конечно, был связан с ними: редактируемый им журнал "Прогресс" за статью о восстании и патриотическую песню, там опубликованную, решением суда был закрыт на три месяца.

Не только благодаря тематике картин имя Гроттгера стало одним из народных символов. Он сумел найти способ выражения, адекватный мифологизированным общественным представлениям о реальных событиях: сочетание академически тщательного исполнения несколько театрализованных композиций с чистейшей воды романтизмом, соединение конкретности изображения с миром видений и предчувствий (он сам сказал о себе: "Могу быть реалистом в деталях, но остаюсь поэтом в целом"). Дух его творчества вдохновлен ранней поэзией романтиков, исполнение — современными живописными образцами. Именно это, вероятно, и позволило ему стать словно бы звеном, соединяющим романтическое поколение начала века с неоромантизмом художников "Молодой Польши". Влияние его живописи можно обнаружить и в литературе, достаточно вспомнить произведения Ю.И.Крашевского, М.Конопницкой, С.Жеромского.

Последний из циклов Гроттгера — "Война" (1866) — расширяет образ до универсального смысла. Война предстает воплощением таящегося зла, несчастий и деморализации, превращающих землю в скорбную юдоль, по которой проводит художника его Муза. Цикл был посвящен Ванде Монне.

Однако сам художник доживал последние дни. "Скажу тебе откровенно, мой дорогой друг, — писал он невесте за два месяца до смерти, — что если я выздоровею, то это будет чем-то необычайным. Ты слышала, наверное, не раз, а может быть и сама пережила подобное, что есть нечто, что живет в нас, давая нам жизнь, и это нечто мудрецы называли светильником жизни... И что же? Моего светильника жизни я уж не вижу!"

Артур Гроттгер умер на юге Франции 13 декабря 1867 года; прах его Ванда Монне перевезла во Львов. Ее дочь вспоминала:

Видела, как мама

Прежде, чем поцелует камень,

Прежде, чем на могиле венок положит,

Сняв перчатки, сдвигает сухие листья

С надгробной плиты,

Вынимает спички и свечи

И сама зажигает лампаду.

Как я помню эти руки!

Руки из "Литуании" и "Войны".

Н.Борисовская
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1992 год. М.: Советский художник, 1991.