12.09.2012

Бондаренко, Павел Иванович (р.1917)

П.И.Бондаренко родился в 1917 году в Екатеринославе (ныне Днепропетровск) в семье рабочего. Как рабочий он и начал свою взрослую, сознательную жизнь — был слесарем на днепропетровском паровозостроительном заводе. Однако еще в юности у него возникло увлечение рисованием. В 1935 году Бондаренко поступает в Днепропетровское художественное училище, а в 1937 году, желая продолжить художественное образование, — на скульптурный факультет Института живописи, скульптуры и архитектуры Академии художеств в Ленинграде. Дважды учеба Бондаренко прерывалась войнами — сначала финской, на которую он пошел добровольцем, а затем — Великой Отечественной. Учеба была продолжена после войны. Бондаренко учился у В.В.Лишева, М.Г.Манизера; наряду с занятиями у Манизера работал в его мастерской, что было для будущего скульптора хорошей практикой. Учителем своим П.И.Вондаренко считает также В.А.Синайского.

Дипломная работа скульптора — "Богдан Хмельницкий". Произведение высотой более чем в два метра отчетливо показало склонность Бондаренко к монументальной пластике. В 1949 году "Богдан Хмельницкий" был принят на Всесоюзную художественную выставку — первую выставку в творческой биографии скульптора.

В ту же пору выявилась вторая сфера интересов Бондаренко — портрет. В послевоенные годы он выполняет портреты конструктора В.Г.Шпитального, народного артиста СССР Н.К.Симонова. В качестве моделей для портретов Бондаренко всегда привлекали сильные, яркие личности. Во время Великой Отечественной войны он был участником партизанского движения и еще тогда задумал серию портретов партизан. В 1950 году скульптор выполняет портреты командиров партизанских соединений П.П.Вершигоры, Д.Н.Медведева, С.В.Руднева, прославленного разведчика Н.И.Кузнецова. Работа над образом Кузнецова была особенно сложной, поскольку скульптор располагал лишь несколькими любительскими фотографиями. Уверенная лепка портретов партизан свидетельствовала о росте мастерства Бондаренко.

Работу над монументальными и станковыми произведениями Бондаренко часто вел параллельно: работая над памятником, скульптор обычно создавал и портрет своего героя. Так было с образами Артема (Ф.А.Сергеева), поэта А.Кольцова.

В 1952 году скульптор принял участие и одержал победу в конкурсе на проект памятника В.И.Ленину для Севастополя. Осуществлялся проект в течение пяти лет в соавторстве с архитекторами С.Я.Туровским и Г.В.Щуко. На площади, к которой со стороны моря ведет широкая парадная лестница, был возведен более чем двадцатиметровый монумент. Он представляет собой пятифигурную композицию, состоящую из статуи В.И.Ленина на пьедестале и расположенных по углам основания фигур рабочего, матроса, крестьянина и солдата, олицетворяющих собой силы революции. Одновременно с работой над севастопольским памятником Бондаренко создает несколько статуй В.И.Ленина. Одна из них была установлена в Ленинграде за Невской заставой.

В Севастополь Бондаренко возвращался неоднократно. Здесь в 1963 году он возводит на Братском кладбище памятник погибшим морякам линкора "Новороссийск" — его композиция строится из нескольких площадок, украшенных свободно стоящей скульптурой (статуя моряка с опущенным в знак скорби знаменем) и рельефами.

К числу значительных произведений Бондаренко относятся статуя В.И.Ленина для Центрального зала Ульяновского мемориального центра и 43-метровый памятник Ю.А.Гагарину в Москве.

Важное место в жизни скульптора занимает преподавательская деятельность: народный художник СССР, действительный член Академии художеств СССР, лауреат Государственной премии СССР и международной премии им. Д.Неру П.И.Бондаренко с 1970 года является ректором Московского государственного художественного института им. В.И.Сурикова.

О.Сугробова
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1992 год. М.: Советский художник, 1991.