03.10.2012

Валантен де Булонь (1591-1632)

Валантен — один из наиболее значительных французских живописцев 17 века. Он принадлежит к плеяде "римских французов" — мастеров, которые достойнейшим образом представляли национальную школу Франции, постоянно обитая в Риме, как Пуссен, Клод Лоррен и некоторые другие. Интернациональный Рим, всеевропейская столица искусств, принимал очень многих мастеров из разных стран: там жили выходцы из Голландии и Франции, Германии и славянских стран, туда приезжали самые великие мастера: Рубенс, Веласкес, и, вероятно, Жорж де ла Тур.

Валантен де Булонь оказался в Италии в возрасте двадцати с небольшим лет. Первое, что его там поразило и привлекло — не античное искусство и даже не Ренессанс, а только что произошедшая "художественная революция" Караваджо. В то время появление этого нового искусства еще не называли такими словами, как "революция" или "начало новой эпохи". Но всеобщее внимание, не всегда сочувственное, а зачастую и недоброжелательное, было привлечено к картинам Караваджо, который отказался от идеального "исправления" натуры и настойчиво утверждал "прямое видение" и полную достоверность в передаче реальности как она есть, с ее "грубостью" и "неправильностью". Притом в этом искусстве присутствовали и чисто итальянская величавая монументальность, и итальянская страстность.

Французские живописцы тех времен, да и времен более поздних, меньше поддавались гипнозу караваджизма, чем художники Голландии или Испании. Что касается Пуссена, то он, судя по некоторым данным, вообще отрицательно относился к идеям и принципам Караваджо, хотя раз или два все же попытался применить в своих картинах приемы своего антипода.

Французы больше тяготели к классицизму, к разумной стройности и просветленной гармонии античности и Рафаэля. И все же такие французские художники, как Робер Турнье, Клод Виньон, Валантен де Булонь, вносят важный вклад в продолжение и развитие "художественной революции" искусства, обращенного к натуре и непосредственности выражения.

Валантен написал большую "Аллегорию Рима", картины на евангельские сюжеты (превосходное "Отречение Петра" из московского Музея изобразительных искусств). Писал он и образы святых. И все же более всего он прославился среди своих современников и привлекает сегодня внимание зрителей своими жанровыми произведениями, изображающими концерты, игроков в карты или кости, посетителей трактира. Таковы "Шулер" из Дрезденской галереи, "Концерт" из Лувра и знаменитое луврское "Гадание". В этих и других работах Валантен выступает достойным наследником Караваджо и в то же время — современником и сотоварищем Пуссена, которого близко знал.

Строгая и разумная простота композиции господствует в картине "Гадание". И другие произведения Валантена своим построением напоминают классический барельеф: ни одна фигура, ни одна деталь не вырываются за пределы стройно организованной пространственной структуры. Композиции Валантена — триумф логичности, уравновешенности и простоты.

Очевидна связь искусства этого художника с французской традицией, хотя лишь приблизительно можно говорить о философской направленности произведений Валантена. Для французской живописи, начиная с Жана Фуке, разум и размышление суть важнейшие вещи в картине.

Дело не только в том, что игра в карты и в кости, нередко запечатлевавшаяся Валантеном, символизирует судьбу, фортуну, то есть, в сущности, некую жизненную философию. Важнее то, что жанровые картины Валантена, в отличие от подобных произведений итальянских и нидерландских мастеров, не знают шумной суеты. Они передают душевное состояние героев, их настроение. Там никто не горланит, не дерется, не гримасничает, а если изображаются, например, музыканты, то они самозабвенно погружены в стихию звуков и далеки от обыденных помыслов и интересов.

Это состояние сосредоточенного размышления, господствующее в картинах Валантена, вызывает в памяти картины таких французских мастеров, как Луи Ленен и Жорж де ла Тур. Внутреннее содержание произведений разных по стилистике и творческой индивидуальности их создателей выражает стихию углубленного размышления о неких важнейших вопросах бытия, что является одним из главных признаков и достижений классического французского искусства.

Мы не знаем, о чем именно размышляют герои Валантена. Догадываемся, что у них было о чем раздумывать в сложную эпоху исторического перелома — с еще невиданными войнами и невиданными революциями, с рождением новой науки и нового искусства. Философы 17 века — Шаррон, Декарт, Грасиан, Паскаль — рассуждали о силе и слабости человека и его разума, о парадоксах бытия, о вере и неверии. Настоящим философом был и друг Валантена — Никола Пуссен.

Изображенные в картинах Валантена люди живут в глубоких раздумьях о чем-то очень важном, первостепенно существенном. Они не прикладывают палец ко лбу, не делают вообще никаких многозначительных жестов. Глядя на эти суровые и величественные в своей простоте и правде полотна, мы словно ощущаем тревожное, напряженное размышление, философское переживание о времени и о человеке, живущем в сложную эпоху исторического перелома, начала Нового времени.

А.Якимович
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1991 год. М.: Советский художник, 1990.