03.10.2012

Покорный, Карел (1891-1962)

Карел Покорный был одним из последних учеников крупнейшего чешского ваятеля И.В.Мысльбека. От него он унаследовал глубокий демократизм творчества, верность реалистическим традициям, интерес к истории своего народа.

Будущий скульптор родился в небогатой семье деревенского торговца в селе Павлицы в Моравских Будеёвицах. После окончания местной школы родители отправили Карела в Вену. Музеи, выставки современного искусства привлекли внимание юноши, там у него зародился интерес к искусству.

Вернувшись в 1910 году на родину, Карел поступает в художественно-ремесленную школу в Градце-Кралове. Но двадцатилетнего Покорного не устраивает узкоремесленный характер обучения, и спустя год он уезжает в Прагу, где успешно держит экзамены в Пражскую художественно-промышленную школу. Окончив ее в 1914 году по классу профессора Йозефа Драгоневского, Покорный решает продолжить обучение в Академии изобразительных искусств. В пражской Академии его учителем стал классик чешской скульптурной школы Йозеф Мысльбек.

У Мысльбека Покорный перенял умение тектонически ясно строить композицию, научился психологическому проникновению в характер портретируемого. Интерес молодого скульптора к народной тематике, к эмоциональной трактовке человеческих характеров проявился уже в его первой работе — рельефе "Очередь за хлебом" (1916).

В 1917 году, после окончания Академии, Мысльбек пригласил Покорного в свою мастерскую. До самой смерти учителя в 1922 году бывший ученик не покидал престарелого мастера, помогая в работе над его последними произведениями. Благодаря Мысльбеку перед Покорным открылась сложная и многообразная картина различных направлений современной скульптуры. Особенно близки оказались ему Майоль и Деспио с их обобщенностью пластических объемов и материальной весомостью формы. Свойственная французским мастерам тектоническая простота и пластическая соразмерность отчетливо проявились в работах Покорного 1918-20 годов — "Женский торс", "Голова девушки", "Портрет скульптора Птачека". С другой стороны, его также интересует импрессионистическая незавершенность и текучесть форм. К этой линии тяготеют ранний "Автопортрет" и эскизы к памятнику погибшим в первой мировой войне. Центральный образ "Памятника павшим" для собора св. Вита в Праге (1920) — скорбная фигура в крестьянской одежде. Включенные в композицию рельефа изображения изуродованных, словно обглоданных деревьев, одиноко валяющейся солдатской каски и восходящего солнца делают произведение глубоко символичным.

Расцвет творчества Карела Покорного приходится на середину 1920-х годов. Художника все больше привлекает социальная тематика. Он как бы продолжает линию, начатую в скульптуре бельгийцем Константеном Менье, опоэтизировавшим образ человека-труженика. Работы этого времени предельно лаконичны, несколько тяжеловесные объемы обобщены, фактура поверхности сглажена. Такова "Земля" (1925, бронза) — фигура согнувшейся крестьянки, достающей из земли картофель. В этой же стилистике решено и наиболее значительное произведение Покорного этого периода — памятник погибшим шахтерам в Осеке у Духова (1925-34).

Место для памятника погибшим на шахте в Лазах было выбрано посреди большой лесной поляны. У плиты с выбитыми именами засыпанных в шахте склонились двое — мужчина и женщина. Композиция памятника лишена повествовательности, застывшие в скорбном молчании трагические фигуры отца и матери, читающиеся издали четким силуэтом, воспринимаются как некий обобщенный символ человеческого горя.

Иногда скульптор пытается оживить слишком лапидарную манеру лепки, придать ей большую свободу ("Горняк", 1928, бронза). Разрабатывая тему труда, скульптор идет в направлении все большего обобщения, и в результате как логический итог многолетней работы появляется самое известное произведение художника — "Острава" (1936, гипс; 1939, бронза). В небольшом бюсте Покорному удалось создать типический образ рабочего. Не случайно поэтому и название, которое дал своей работе автор: Острава — промышленное сердце страны, город рабочих.

В 1939 году родина скульптора оккупирована гитлеровской Германией. В творчестве чешских художников все сильнее звучат мотивы тревоги, многие из них обращаются к религиозным темам, пытаясь в традиционных евангельских сюжетах рассказать о страданиях своего народа. Покорный делает несколько вариантов "Пьеты" (1943 — 44), изображая упавшую на колени рыдающую женщину. Одинокая женская фигура становится основным мотивом скульптур военных лет. Намеченный в эскизе "Зима" (1928) образ женщины, кутающейся в тулуп, в "Тяжелой године" (1939) приобретает более драматическое звучание, а в "Плачущей женщине" трагическая нота достигает своего апогея. Рыдающая женщина, одиноко бредущая по дороге, ничего не видя кругом, спрятала лицо в ладонях. Длинная до пола одежда ложится тяжелыми складками, скрывающими худое тело. Самыми скупыми пластическими средствами пытается скульптор передать свой гнев и бессилие перед ужасами войны.

Наступивший мир и победа социализма в Чехословакии в корне меняют тематику творчества Покорного. Как и современные ему скульпторы и живописцы, он обращается к теме освобождения, теме братства с Советской Армией. На многих пражских зданиях появляется сделанный им в год победы небольшой рельеф — рука, поднятая в торжественном жесте клятвы перед погибшими, и подпись: "Верными остаемся". Работает художник и в жанре монументальной скульптуры. Его памятник "Братание" (1947 — 50, Чешска-Тршебова) был вдохновлен документальной фотографией Карела Людвига, запечатлевшего памятное утро 9 мая. Вылепленные Покорным фигуры композиционно повторяют хорошо известную по плакату с этой фотографией сцену, изображающую чешского рабочего, обнимающего советского солдата-освободителя.

На протяжении 1950-х годов скульптор работает над оформлением Пантеона вечной славы, воздвигнутого в память советских воинов на Жижкове в Праге. Им сделаны рельефы для бронзовых дверей, мраморный саркофаг, помещенный в центре полукруглого зала, украшенного мозаиками и стихотворными надписями поэта В. Незвала. Завершением ансамбля должна была стать помещенная на фасаде скульптурная группа "Верность социализму": гордо шагающий со знаменем рабочий, как эстафету подхвативший стяг из рук сраженного пулей товарища. Ее, по проекту Покорного, завершил в 1967 году его ученик И. Душек.

Следуя заветам своего учителя Мысльбека, Покорный много делает для того, чтобы увековечить память лучших деятелей демократической культуры страны. Но его памятники писателю Алоизу Ирасеку (1952) и поэтессе Божене Немцовой (1954) менее индивидуальны и несут отпечаток характерной для искусства тех лет чрезмерной повествовательности, театрализованности позы и заглаженности фактуры.

Покорный-скульптор пользовался заслуженной славой педагога. С 1945 года он — профессор пражской Академии художеств. Из его мастерской вышло много интересных современных чехословацких скульпторов.

В 1956 году Карелу Покорному было присвоено звание народного художника ЧССР, а в 1958 году он был избран почетным членом Академии художеств СССР.

Н.Семенова
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1991 год. М.: Советский художник, 1990.