03.10.2012

Кислинг, Моис (1891-1953)

В истории искусства нашего столетия есть понятие "парижская школа", относящееся не к французам, а к художникам из разных стран, работавших в Париже в годы после первой мировой войны. Самым известным из представителей парижской школы был Модильяни, Кислинг был его ближайшим другом и отчасти испытал влияние его живописи.

Он родился в Кракове и учился там в художественной школе, там же узнал об импрессионистах. Его учитель, заметив большое дарование юноши, посоветовал ему ехать в Париж. В 1910 году Кислинг приехал в этот город и снял мастерскую на Монпарнасе — в квартале, который вскоре стал Меккой для сотен приезжих художников, а тогда еще был заселен ремесленниками и лавочниками. Сюда же перебрался и Модильяни, сохраняя связь с более старым художественным кварталом Парижа — Монмартром, где находился дом, прозванный "Бато-Лавуар" — пристанище Пикассо и его друзей.

Модильяни, Кислинг, Паскен, Сутин, Шагал, а также примыкавшие к ним Кремень, Липшиц, Цадкин, Сюрваж, Фуджита составили тот круг художников, который различные историки искусства, то сужая, то расширяя его, именуют парижской школой. Все они так или иначе пережили и усвоили опыт французской живописи от импрессионистов до кубистов, но их внутренняя культура — воспоминания о детстве, проведенном в России, Болгарии, Польше, Литве и других странах, откуда они приехали, — не позволяла им столь безоглядно погрузиться в поток сменявших друг друга живописных течений, как это было свойственно многим французским художникам. К Парижу они присматривались как бы со стороны, и их космополитическое сообщество было спаяно узами трудной эмигрантской жизни, сложного процесса адаптации в новой культуре. Общая меланхолия, печальная созерцательность в отношении к жизни остались запечатлены для потомков в портретах Модильяни. Близкими к ним по настроениям являются и произведения Кислинга начала двадцатых годов. Хотя, по воспоминаниям современников, Кислинг был по характеру жизнелюбивым, веселым человеком, многие его работы проникнуты чувством безотчетной грусти. Таков "Молодой итальянец" (1924, Париж, частное собрание) — мальчик в круглом берете, завернувшийся в плащ, похожий на нахохлившуюся птичку.

В портрете жены — Рене Кислинг (1921, Кельн, Музей Людвига) художник создает образ молодой женщины, привлекающий своей естественностью и красотой. Она сидит, подперев щеку рукой, и смотрит на зрителя исподлобья большими печальными глазами. Обобщенный контур фигуры художник соединяет с тонкой живописной проработкой различных цветовых зон картины. Фон, на котором изображалась модель, был для Кислинга одним из средств художественного раскрытия образа. Он рассказывал о том, какое значение имело для него настроение, которым он проникался, приступая к работе над картиной: "Бедный, несчастный ребенок меня огорчает, и я пишу с тем чувством, которое он мне внушает. Прекрасная обнаженная девушка доставляет мне радость, желание любить, быть счастливым, и я хочу, чтобы даже кусок материи, фон, на котором я ее поставил, выражал бы мою радость". "Обнаженная на красном диване" (1918, Женева, Музей Пти Пале) — образ чувственной земной женской красоты. Блюдо с яблоком и грушей на первом плане, груда подушек позади лежащей женщины, пестрое покрывало на ее ногах создают насыщенную цветом пространственную среду, служащую оправой для сияющего, как драгоценность, золотым светом обнаженного женского тела.

Интерьер, натюрморт часто играют важную роль в произведениях Кислинга. В раннем портрете друга художников, поэта и драматурга Жана Кокто представлен подробно весь немудреный облик парижской мансарды — дощатый пол, занавес у входа, пара кресел, круглый столик, а за окном — крыша и небо с облаками. Кокто сидит в красном кресле сжавшись, сосредоточившись — юноша с черными миндалевидными глазами и черными, как смоль, волосами — вся его творческая жизнь впереди. "Кики с Монпарнаса" — портрет, написанный в 1925 году (Женева, Музей Пти Пале), — образ парижанки скромно, но броско одетой — в красный джемпер с голубым фуляром на шее. На ее круглом личике выделяются огромные глаза и ярко накрашенный алый рот. Она смотрит куда-то вдаль, мимо зрителя, задумавшись о чем-то своем.

Творчество Кислинга, в котором главную роль играло созвучие между настроением художника и его моделей, связано с экспрессионистической тенденцией в искусстве мастеров парижской школы. Но если у его товарищей, как, например, у Сутина, черты экспрессионизма проявлялись в почти гротесковой заостренности образов, то у Кислинга они обретают лирическую, поэтическую трактовку. Его склонность к определенной идеализации модели впоследствии помогла ему упрочиться в роли модного портретиста, писавшего светских дам и актрис. Кислинг получил французское подданство и всю жизнь прожил во Франции, за исключением периода 1940 — 46 годов, когда, как и многие художники, бежавшие от немецкой оккупации, он жил в Америке. Наследие Кислинга — не только портреты, но и пейзажи, натюрморты, книжные иллюстрации. Но лучшее из того, что он создал, — образы людей послевоенного, "потерянного" поколения.

К.Богемская
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1991 год. М.: Советский художник, 1990.