Шонгауэр, Мартин (Ок. 1450-1491)
Весной 1490 года Альбрехт Дюрер, закончив обучение у нюрнбергского живописца М.Вольгемута, отправился в традиционное для средневекового подмастерья странствие. Целью его путешествия был Кольмар — город в Эльзасе, в котором жил знаменитый художник Мартин Шонгауэр. Но в 1492 году, когда Дюрер, наконец, оказался в Кольмаре, мастера Мартина уже не было в живых. Он умер за год до того от чумы, свирепствовавшей в городе Брейзахе, куда он был приглашен для росписи собора. Последней его работой была композиция с изображением Страшного суда.
Имя Мартина Шонгауэра было известно не только его соотечественникам. "Он так отличался в своем искусстве, — писал гуманист Вимфелинг в своем сочинении, посвященном достопримечательностям Германии, написанном уже после смерти художника, — что его картины везли в Италию, Испанию, Галлию, Британию и другие места, и если верить хорошим художникам и живописцам, то никто не мог рисовать с большей точностью и сходством".
Джордже Вазари не раз упоминает о Мартине Шонгауэре, называя его "Bel Martino" — Красивым Мартином. Так же звали его и в Германии, что относилось, по-видимому, не к его собственной красоте, а к прекрасным произведениям, которые он создавал. По словам Вазари, гравюра Шонгауэра "Искушение святого Антония" произвела такое сильное впечатление на молодого Микеланджело, что тот начал писать картину по ее мотивам.
Семья Шонгауэров была родом из Аугсбурга и относилась к одному из захиревших патрицианских родов, поэтому и сам художник, хотя и жил в Кольмаре, считался бюргером Аугсбурга. Его отец и братья были золотых дел мастерами. Но Мартина, обладавшего исключительными способностями, определили по духовной части и в двенадцатилетнем возрасте отправили в Лейпцигский университет. Но уже в 1466 году он вновь оказался в Кольмаре, отказавшись от карьеры священника и предпочтя ей отцовское ремесло. Мы не знаем, где он учился живописи, но, видимо, в мастерской отца и старших братьев он овладел техникой гравюры на металле, техникой, требующей поистине ювелирной тонкости и точности руки. Вспомним, что другой великий график — Дюрер, многому научившийся у Мартина Шонгауэра, хотя и не успевший познакомиться с ним лично, тоже был сыном золотых дел мастера.
Помимо опыта, приобретенного дома, Шонгауэр следовал традициям верхнерейнской гравюры на меди — прежде всего искусству Монограммиста ES и Мастера игральных карт (имена этих выдающихся предшественников Шонгауэра не дошли до нас). Живописная манера Шонгауэра сложилась под сильным воздействием нидерландских мастеров. В 1469-71 годах он совершил странствие по Бургундии и Нидерландам, где на него, судя по его произведениям, большое впечатление произвели работы Рогира ван дер Вейдена, а также Дирка Боутса и Гуго ван дер Гуса.
По приезде домой Мартин Шонгауэр сразу стал признанным мастером. Городские архивные документы говорят о нем как о состоятельном человеке, владельце нескольких домов в Кольмаре и Брейзахе и главе большой мастерской. Этот мастер, который вошел в историю искусства прежде всего как выдающийся гравер, пользовался известностью в первую очередь как живописец.
Главное его живописное произведение — "Мадонна в беседке из роз" из церкви св. Мартина в Кольмаре, которую его соотечественники, вновь открывшие художника в 19 веке, называли "немецкой Сикстинской мадонной". Этот большой алтарный образ дошел до нас в искаженном виде — обрезанным со всех сторон. При всей монументальности (около двух метров в высоту) картина поражает ювелирной тонкостью деталей: изыскан рисунок цветочной ограды с сидящими среди цветов птицами, богато украшена драгоценностями золотая корона, которой венчают Марию ангелы. Необычайным изяществом отличаются руки богоматери и младенца со сверхъестественно удлиненными пальцами.
То же умиротворенное спокойствие присуще изображенным на створках алтаря д'Орлиака (Кольмар, Музей) сценам Благовещения и Рождества. В отличие от больших композиций, маленькие дощечки, предназначенные для домашних алтарей, трудно с уверенностью приписать мастеру: возможно, они создавались в мастерской под его наблюдением. Эти небольшие картинки (около 15-20 см высотой), полные безыскусного очарования, напоминают работы нидерландских мастеров — современников мастера Мартина.
И все же главные достижения Мартина Шонгауэра лежат в области графики. Его гравюры на меди (а создано их около 120) распространялись по всей Европе. По сравнению с живописью графика Шонгауэра обладает удивительным разнообразием мотивов. "Большое несение креста" — первая гравюра, подписанная монограммой, — отличается сложнейшим композиционным построением. Множество персонажей — воинов и зевак, пеших и конных, нищих и калек, — окружающих фигуру Христа, согнувшегося под непосильной тяжестью ноши, образуют процессию, искусно размещенную в пространстве. "Большое Распятие с четырьмя ангелами", напротив, поражает спокойным величием фигур, очертаниям которых вторят плавные линии пейзажа, служащие фоном для происходящего. Но и здесь острые резкие складки одежд Марии и ангелов выдают внутреннюю напряженность образов. Особенно удавались мастеру Мартину гротескные персонажи — воины в другой композиции "Распятие", чьи уродливые кривляющиеся фигуры противостоят изысканному спокойствию, которое выражает группа Марии со святыми женами и Иоанном. Неистощима его фантазия в изображении чудовищ, окруживших парящего в воздухе святого в гравюре "Искушение святого Антония" — шедевре мастера. Готическая экзальтированность и спиритуализм уступают место наблюдательности и тонкому юмору в немногочисленных гравюрах на бытовые темы, таких как "Мельник с ослицей" или "Дерущиеся подмастерья".
В поздних гравюрах мастера, как, например, в серии на тему Страстей, простота и ясность композиции парадоксальным образом сочетаются с усилением черт готического спиритуализма. Фигуры увеличиваются в размерах, заполняют всю плоскость листа; утрачивается орнаментальная изысканность плетения черных линий на белой поверхности; возрастает ощущение драматизма событий. Художник достигает виртуозного совершенства во владении техникой гравюры и в построении композиции. В сцене "Бичевания" уродливые лица мучителей сопоставлены с кротким ликом Христа, а расположение персонажей вокруг колонны, к которой привязан Христос, создает ощущение непрерывного вращения.
В 15 — начале 16 века благодаря гравюре немецкая художественная школа выдвигается на одно из первых мест в Европе. Гравюры становятся источниками мотивов для скульптуры, витражей, произведений декоративно-прикладного искусства. Образцами для копирования служат чаще всего произведения двух выдающихся немецких граверов — Мартина Шонгауэра и Альбрехта Дюрера.