03.10.2012

Бурдон, Себастьян (1616-1671)

Ведущим стилем французской культуры 17 века был классицизм. Самым выдающимся его представителем в живописи по праву считается Н.Пуссен, и долгое время незаурядная яркая личность Пуссена заслоняла от историков искусства имена других мастеров классицистического направления. Один из них — Себастьян Бурдон, художник разносторонний, работавший во многих жанрах, испытав влияние Пуссена, сумел сохранить свою неповторимую индивидуальность.

Судьба Себастьяна Бурдона весьма типична для французского художника 17 столетия. Он родился в 1616 году в Монпелье в семье протестантов. В молодости вел жизнь, полную приключений, много путешествовал по Франции. Он рано обнаружил свои художественные склонности. Биографы свидетельствуют, что уже в возрасте 14 лет Бурдон расписал фреской зал одного из замков в окрестностях Бордо. Важный поворот в судьбе Бурдона наступает в 1634 году, когда он приезжает в Рим. Художник не только изучает картины старых мастеров, но и копирует произведения современных: итальянцев Б.Кастильоне и Сакки, своего соотечественника К.Лоррена, голландца П. ван Лара — создателя особого типа жанровой картины с изображением сцен современной жизни, часто жизни бродяг, получившего название "бамбоччаты". В Риме быстро заметили талантливого французского мастера, причем популярность он завоевал именно жанровыми картинами в традиции "бамбоччат".

Бурдон, судя по всему, обладал пылким и неровным темпераментом. В 1637 году, серьезно повздорив с одним из своих собратьев, который пригрозил выдать его инквизиции, художник был вынужден спешно покинуть Рим и вернуться во Францию. В Париже Бурдон много работает. Он начинает с картин небольшого формата, изображающих битвы, охоты или жанровые сценки, пишет также картины на религиозные сюжеты. Решающее влияние на формирование Бурдона оказало пребывание в Париже Пуссена в 1640-42 годах. Стиль Бурдона изменяется в сторону большей строгости и классичности.

С.Бурдон был среди 12 художников, которые вошли в учрежденную в 1648 году Королевскую Академию живописи и скульптуры. В 1654 году он был назначен ректором Академии, в деятельности которой играл заметную роль. Подобно Пуссену, Бурдон стремился к теоретическому формулированию своего художественного идеала и стиля. Он неоднократно выступал на заседаниях Академии с речами, обращенными к молодым художникам, в которых содержатся интересные наблюдения об искусстве живописи.

Один из шедевров С.Бурдона — картина "Нахождение Моисея" (Вашингтон, Национальная галерея). В ней нашли совершенное воплощение как принципы искусства классицизма, так и индивидуальные особенности стиля художника. Обратившись именно к этому сюжету из Ветхого завета, Бурдон вступил в своеобразное соперничество с Пуссеном. В его картине, написанной в 1655 году, сказывается влияние двух ранее написанных и широко известных картин Пуссена на тот же сюжет (обе — Париж, Лувр). Так же как в композициях Пуссена, Бурдону удается достичь живописного равновесия, гармонии между фигурами, архитектурными мотивами и широкими плоскостями открытого пейзажа. Композиция построена на четком чередовании пространственных планов, расположенных своеобразными ярусами. На переднем плане — дочь фараона, которая увидела на берегу Нила младенца Моисея, и сопровождающие ее служанки. Их фигуры, подобно красочному фризу, выделяются на фоне архитектурного декора, образованного массивными блоками темно-серого цвета.

По сравнению со строгими, величавыми композициями Пуссена картина Бурдона кажется более жизнерадостной по настроению, полной изящества и легкости, которые, пожалуй, предвосхищают черты французского искусства 18 века. Позы и жесты служанок — участниц события грациозны, группа фигур образует изысканный и прихотливый по рисунку арабеск. Эмоциональное выражение в картине Бурдона по сравнению с произведением Пуссена более открытое. Лица служанок сияющие и радостные, а все взгляды устремлены к младенцу Моисею. Мажорное ощущение рождает и аккорд ярких и светлых красок — излюбленных Бурдоном интенсивно-голубых и белых.

Наконец, то, что придает картине Бурдона особую, присущую только ей выразительность, — это солнечный свет, заливающий пейзаж, ясный утренний свет восходящего солнца, который так соответствует мажорному настроению картины. Художника, по-видимому, вообще занимала передача света в живописи. В одном из своих выступлений в Академии 9 февраля 1669 года он, обратившись к молодым художникам с призывом "думать как Пуссен", далее советует им "передавать в картинах свет восходящего солнца, особенно подходящий для сюжетов, полных радости, той радости, что рождает в нас и восход солнца". Лучшей иллюстрацией к словам художника служит его собственная картина "Нахождение Моисея".

Еще один жанр, в котором Бурдон добился значительного успеха, — это портрет. Без сомнения, портрет — именно та сфера художественной деятельности, которой французские мастера были особенно привержены и в которую внесли оригинальный вклад. Бурдон утвердил свою репутацию портретиста сначала в Швеции, куда был приглашен в 1652-53 годах королевой Христиной, а затем во время своего пребывания в Монпелье (1657-58). Прекрасный образец этого жанра в творчестве Бурдона — "Мужской портрет" (Чикаго, Институт искусств). Портрет отличается строгой простотой, почти аскетичностью. Колорит сдержанный, с преобладанием серо-черного, на фоне которого эффектно выделяются несколько светлых акцентов — белые манжеты и воротник и особенно тонкая, нервная, благородных очертаний рука. Образ изящный, чуть задумчивый и меланхоличный; его можно считать французской интерпретацией того типа аристократического портрета, который был создан А. ван Дейком между 1620-40 годами и оказал существенное влияние на европейскую живопись.

В поздний период С.Бурдон много работал в жанре пейзажа. Причем в его творчестве встречаются и "чистые" пейзажи, вовсе лишенные стаффажа, не содержащие никакой сюжетной завязки. К их числу принадлежит великолепный "Пейзаж с мельницей", датирующийся концом 1650-х — началом 1660-х годов (Провиденс, Музей изобразительных искусств). В художественной структуре картины есть та удивительная стройность, которой отмечены лучшие пейзажи классицизма. Планы четко следуют один за другим, пространство легко обозримо. Центр занимает изображение водяной мельницы, а по сторонам от нее открываются два дале-вых вида на окружающий пейзаж: справа — на церковь классической архитектуры, слева — на живописную хижину. Как всегда, удивительно красивы ярко-зеленая масса деревьев и травы и пронзительно-голубой цвет неба.

С.Бурдон был художником очень разнообразным, весьма плодовитым. Он работал во многих жанрах, часто менял манеру письма, был превосходным рисовальщиком и гравером, имел к тому же репутацию художественного эксперта и хорошего реставратора. Его довольно долго числили среди художников-эклектиков, легко усваивающих чужую манеру письма и не имеющих собственной. Эта оценка несправедлива, напротив, манера художника всегда узнаваема. В рамках классицистической системы Бурдон создает свою, оригинальную интерпретацию стиля. Искусство его отличается изяществом и легкостью, жизнерадостностью мироощущения, рисунок — мягко закругленный, а красочная гамма изысканна. Художник всегда отдавал предпочтение краскам светлым и интенсивным, особенно белым, серо-стальным и голубым, любил цветовые контрасты, например ярко-голубого и зеленого. Все это придает его картинам то особое выражение, которое выделяет их среди других произведений французских художников классицистического направления.

Е.Шарнова
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1991 год. М.: Советский художник, 1990.