Гверчино (1591-1666)
Джованни Франческо Барбьери, прозванный Гверчино, является одним из крупнейших итальянских мастеров 17 века. Его произведениям присуща то страстная патетика, доходящая порой до драматической напряженности, то строгая уравновешенность, граничащая с салонной холодностью и красивостью. Поэтому можно сказать, что творчество мастера по-своему отражает сложный и противоречивый путь европейской культуры 17 столетия, и в частности многообразие художественных поисков в искусстве Италии.
Гверчино создавал фрески и станковые картины на религиозные и мифологические темы, писал портреты, в юности выполнял также декоративные работы. Работал художник в своем родном городе Ченто, а также в Венеции, Риме и Болонье, где и закончил свой жизненный и творческий путь.
Следует отметить, что итальянское искусство этого времени развивается в двух, во многом противоположных, на правлениях. С одной стороны, заметно стремление представителей Болонской Академии (созданной братьями Карраччи) к возрождению традиций искусства "большого стиля", к преобразованию "грубой действительности". С другой — активно заявляют о себе реалистические открытия с явно выраженными демократическими тенденциями, воспринятыми у художника-новатора Антонио Караваджо.
Художественная деятельность Гверчино начинается в род ном Ченто. При этом художник сразу проявляет творческую самостоятельность. В то время как крупнейшие представите ли болонской школы пренебрегали реальностью с ее "некрасивостью" и "несовершенством", Гверчино упорно изучает натуру, вводит ее в свои произведения, не стремясь при этом "возвысить над жизнью". Такие работы художника, как "Мучение св. Петра", "Танкред и Эрминия", "Блудный сын", сохраняют определенную долю театральной патетики и академическую законченность композиции. Но при этом манера исполнения отличается сознательно плотной лепкой фигур, грубоватой фактурностью письма; явно прослеживается тенденция к демократизации образов.
После переезда в Рим художник создает свои лучшие произведения станковой живописи ("Св. Вильгельм Аквитанский получает монашеское одеяние", "Явление ангела св. Бенедикту и св. Франциску", "Вознесение Марии", "Св. Иероним с трубящим ангелом" и др.), а также декоративный цикл росписей виллы Людовизи. Плафон виллы Людовизи в Риме, расписанный Гверчино в 1621-23 годах, является одним из ярких примеров торжества стиля барокко, получившего широкое распространение в искусстве 17 века.
Над головами зрителей, находящихся в зале, "взрывая" пространство, среди облаков мчится колесница Аполлона в окружении парящих птиц и аллегорических фигур. Реальное пространство зала "продолжено" мастерски написанным иллюзорным пространством. Композиция плафона захватывает неудержимым потоком жизненной динамики, манящего простора. Зрелище, возникшее как бы внезапно, зачаровывает своим движением.
Еще более убедительно и чувственно-осязаемо воспринимается станковая композиция "Св. Иероним с трубящим ангелом" (1620-е). Св. Иероним представлен в тот момент, когда трубящий ангел возвещает о дне Страшного суда. Композиционные особенности построения, контрастная светотеневая борьба передают тревожную атмосферу, в которой пребывает герой произведения. По-крестьянски крепкой, кряжистой изображена фигура святого, который в испуге и отчаянии отшатывается от вестника, застигшего его врасплох. Благодаря сложному ракурсу фигура кажется "убегающей" с плоскости холста, выходящей в пределы реальности. Сознательно огрубленная лепка форм усиливает эффект почти натуралистической осязаемости изображения.
В 1642 году Гверчино переезжает в Болонью, где возглавляет Академию. Болонский период творчества художника не обнаружил ожидаемого развития тех творческих методов, которых с таким упорством придерживался Гверчино в предшествующие годы. Свои эстетические позиции художник начинает утрачивать еще в римский период. Теперь в его творчестве возобладали академические мотивы. Глаз равнодушно скользит по эффектно построенным, уравновешенным, но лишенным былой страстности композициям с их гладкой манерой письма, красивостью поз и деталей — всем тем, что заменило внутреннюю напряженность, жизненный драматизм, так выгодно отличавший более ранние произведения Гверчино — "Погребение св. Петрониллы", "Мучение св. Екатерины", "Сильвио и Доринда" и др. Но, несмотря на это, творческое наследие Гверчино интересно именно тем, что в нем как бы сфокусированы основные открытия, борьба и существование направлений художественной жизни целой эпохи.